w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
2007 г.

Лайза Шварцбаум

"300": РЕЦЕНЗИЯ

Немногочисленный отряд спартанцев против мощных сил персидского царя Ксеркса - сюжет леденящего душу эпоса под названием «300». Но невозможно представить больше литров крови, которая проливается в роскошном замедленном действии, поток плазмы, образующей дугу в воздухе подобно трассирующему огню. На фоне ландшафта медного оттенка, бьющая из ран мускулистых мужчин, которые предпочитают в качестве боевого снаряжения носить только бронзовые шлемы, темно-красные сарапе и кожаные трусы, эта кровь выглядит великолепно – древнее Фермопильское сражение воссозданное технологиями 21 века.

Царь Леонид (шотландский актер Джерард Батлер), уважаемый лидер древней Греции, самый бесстрашный воин города-государства, рожденный, чтобы перевернуть ад, наделен великолепными зубами, мощными ногами и остроконечной черной бородой. Когда он выдыхает «Спааааарр-ТАНЦЫ!» со зрелым гибридом греко-английского акцента, это должно быть оплачено вниманием. Со своей стороны Ксеркс (бразильский актер Родриго Санторо) держится бесстрастно и серьезно, подобно Богу. Это видение в античном одеянии и макияже, с выщипанными бровями нечестного клубного импресарио.

Я задерживаюсь на поверхностных деталях «300», в основу которого положен яркий графический роман Фрэнка Миллера («Город греха») и Линн Варлей, потому что собственно, вся эта новомодная эпопея меча и сандалий и состоит из поверхностных деталей, большая часть которых сгенерирована компьютером. Опыт холоден в своей пустоте. «Город греха», в конце концов, тоже является комиксом. Футуристическая фантазия о крайнем беззаконии и даже скептик, вроде меня, способен оценить мастерство экспериментирования в процессе адаптации комикса к экрану. Но у «300» реальная историческая база. История спартанцев, которые сражались на смерть (что в последствии вдохновило остальную часть Греции объединиться и нанести поражение захватчикам). Сюжет столь же впечатляющ, как и любая история войны какой угодно нации.

Когда смотришь, как Леонид и его люди обводят вокруг пальцев свирепых противников, неизбежно вспоминаешь «Храброе сердце», «Спасти рядового Райана» и что-то подобное, как например, «Властелин колец» или «Гладиатор» - любые батальные картины, где есть волнующие атаки и гарантированы ужасающие потери. Так же в этой сверкающей постановке, больше похожей на компьютерную игру, хочется видеть некое безумство Мела Гибсона. Режиссер и сценарист Зак Снайдер, который стал известен благодаря такой любопытной переделке «Рассвета мертвецов» Джорджа Ромеро три года назад, демонстрирует свои удивительные способности здесь, вдохновлённый дерзким вызовом – как придать третье измерение двухмерному стилю Миллера, используя при этом нечто немного большее, чем актеров, голубой экран и мощную армию компьютерщиков. Но в контролируемой художественности каждой сцены нет дыхания реальности. Все это ослепляет ум, но не сердце.

Нельзя сказать, что здесь нет моментов красоты и чувственности, которые очень приятны на фоне своих собственных поп-секс-графических условностей. Когда по просьбе Леонида омерзительный Эфор консультируется с принцессой порно – оракулом, она пробуждается от своего наркотического сна, извиваясь в танце оргазма, по существу обнаженная, если вы сможете назвать одеждой мокрую, газообразную прозрачную ткань, которая покрывает её. Она вызывает грязное восхищение и весьма приближена к Миллеровским оригинальным рисункам. Дома в постели, прежде чем отправиться на битву, Леонид и его энергичная жена (Лина Хеди из «Братьев Гримм», жестоко красивая) совмещают нешуточный политический разговор с нешуточным сексом. Что не так?

Найдутся те, кто сочтет замечательным зрелищем аккуратно отлетающую от тела человеческую голову. Другим понравится сцена, в которой спартанцы создают ловушку для персов из мертвых тел, то есть они складывают их в виде высокой стены, прячутся за ней, а затем обрушивают все это сооружение на головы врага. (Самые строгие больше оценят Доминика Уэста с юношеской прической и в кожаном поясе, играющего политического перевертыша, стоявшего за капитуляцию и звезду «Властелина колец» Дэвида Уэнама как самого преданного солдата Леонида).

Красиво, но не трогает. Есть на что посмотреть, но мало что можно запомнить в этом пересказе истории, которую, как предполагается, мы никогда не должны забыть. И в пустоте, которая скрывается за всей этой зрелищностью, для любителей кино есть опасение, что безличная элегантность компьютера – стратегия будущего и для студий и для солдат.

Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь

Подробнее о фильме "300"



 


Используются технологии uCoz