w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
2007 г.

Джеймс Берардинелли

"300": РЕЦЕНЗИЯ

Несмотря ни на что «300», - фильм, предназначенный, чтобы стать любимым для группы поклонников. Размер этой группы будет зависеть от того, какого уровня принятия достигнет эта картина и заработает ли она культовый статус. Дистиллированный в своей сущности графический роман оживает – это один из тех редких случаев, когда кинематографисты стремятся не просто адаптировать, но интерпретировать книгу для экрана. И тот и другой подход имеет свои преимущества и силу, но «300» не был бы столь удачным опытом, если бы оставался слепо преданным гипер-реальности образов графического романа Фрэнка Миллера. С визуальной точки зрения «300» (как и «Город Греха» до него) находится в зените, где комикс и кино пересекаются.

В своей основе, «300» - пересказ истории о Фермопильской битве, которая произошла в 480 г. до н. э. Хотя подробности окутаны легендой, основные факты не дискутируются: немногочисленный отряд спартанских солдат (общепринято указывать цифру 300) под командованием царя Леонида (Джерард Батлер) держались против превосходящих персидских сил (их оценка колеблется между 200 тысячами и 2 миллионами), ведомых царем Ксерксом (Родриго Санторо). Хотя спартанцы не победили в этой битве, персы понесли серьезные потери, которые впоследствии сказались в поражении войск Ксеркса в сражении при Платеях год спустя. Режиссер «300» Зак Снайдер, оставаясь преданным графическому роману, акцентирует внимание больше на мифологии сражения, чем на его исторической точности. По своей законченной текстуре все это ближе к битве в Хельмовой Пади в «Двух башнях», чем к военным сценам в «Трое».

«300» - фильм о героизме перед лицом превосходящего врага. Это шедевр образности, стиля и сексуальных гормонов. Ода мужественности и мускульности, он очаровывает глаз и заставляет кровь пульсировать. Это героическое зрелище в самой прекрасной своей форме. Как и следовало ожидать, фильм испытывает недостаток тонкости и игнорирует такие моменты, как психологизм. Мы встречаем несколько типичных персонажей - Великий Царь-Воин, Сильная Жена, Вероломный Предатель, Темный Враг. Все они узнаваемы, и фильм не оставляет места для трехмерных протагонистов, но это как раз и не то, что желают видеть зрители. Они получают то, зачем пришли: будоражащую истрию-экшн, приключение настолько мощное, что нет времени перевести дыхание. И то, что мы знаем судьбу спартанцев, не уменьшает чертовское возбуждение от просмотра картины.

Снайдер глубоко копался в мешке с уловками, чтобы сделать из «300» то, что он сделал. Его подход мало чем отличается от такового в «Городе Греха» и «Небесном Капитане и мире Завтрашнего дня», в которых используется приглушенная цветовая палитра и голубой экран, чтобы создать ощущение ирреального мира. События этого фильма могли разворачиваться в Среднеземье с таким же успехом, как и в Греции. Мужчины невероятно отполированы, с выпуклыми бицепсами и резными грудями. Женщины (во всяком случае, единственная женщина, которая имеет значение) чувственны. Много обнаженности и голых грудей (у мужчин и женщин). Рог изобилия плоти. Кроме того, фильм упивается кровью, хотя и не до такой степени, как это можно было предположить. Есть обезглавливание и всплески крови, но ничего такого, что можно было бы описать как шокирующее, отвратительное и выворачивающее желудок. Образы напоминают не только рисунки Фрэнка Миллера из графического романа, но и изображения другого Фрэнка – Фрэнка Фразетта, художника фэнтази, который заработал популярность у фанатов жанра меча и колдовства, иллюстрируя книги о Конане в 1960-1970-ых гг.

Актерский состав изобилует характерными актерами – очень эффективный подход, поскольку это дает возможность легко терять из виду их лица, когда это необходимо, что было бы весьма затрудненно, если бы они были более узнаваемы. Джерард Батлер, который играет Леонида, конечно, не новичок на экране. Он уже играл в крупнобюджетных постановках, таких как «Призрак оперы» и «Разорительница Гробниц II». Но у него незапоминающаяся внешность и это делает его глиной в руках кинематографистов. Его исполнение – больше, чем жизнь, оно наполнено страстью и энергией – так, как решил режиссер. Лина Хеди играет царицу Леонида, женщину в равной степени сильную и страстную (хотя исполнение более сдержано). Как и Батлер, она часто появляется на большом экране, но редко узнаваема. Актерский состав дополнен такими именами, как Доменик Уэст, Дэвид Уэнам (повествователь Дилиос), Винсент Реган и Родриго Санторо в роли Ксеркса. Все они убедительны и никто из них сразу же не узнаваем.

Это не первый фильм, основанный на сюжете Фермопильской битвы. В 1962 г «300 спартанцев» рассказали ту же самую историю, используя совсем другой подход. «300» косвенно вдохновлен более ранним фильмом; Миллер признает, что к графическому роману его привело навязчивое увлечение теми «300 спартанцами». Почти со всех сторон (кроме разве что исторической точности, что очень трудно определить, если факты тебе не известны) новый фильм лучше старого. Он более энергичен, демонстрирует лучшее исполнение и генерирует большие экранные всплески. Это фильм для кинотеатров. И зрители будут погружены в то, что он им предлагает.

Уровень Снайдера («Рассвет мертвецов») гарантировал, что «300» изменят все наши представления о том, что такое эпопея «меча и сандалий». Так оно и есть: «300» - фильм не похожий ни на что из того, что когда-либо выходило на экран. Жизненные персонажи, динамичная последовательность событий, визуальная пышность, нестыдливое объятие природы комикса – все заставляет наслаждаться фильмом, подобно тому, как мы наслаждаемся боевиками. «300» не может предложить зрителю повествование в обычном смысле этого слова, но очень трудно противостоять зрелищности. А потому фильм заслуживает внимание всех, за исключением самых брезгливых зрителей.

Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь

 


Используются технологии uCoz