Дэвид Уэнам и команда восточно-тиморских актеров-любителей блистают в новой драме АВС, рассказывающей о кровавой истории самой молодой нации на планете.
Так легко было забыть трагедию Восточного Тимора после всех этих потрясений, которые шокировали нас: 11 сентября, война в Афганистане и Ираке, террористические атаки в Мадриде, Бали и Лондоне.
Понятно, что нам было не до резни, пыток, сексуальных насилий, которые выносил Восточный Тимор на протяжении последних 30 лет.
Бунтующая колония была предана забвению.
В 1975 году Индонезия под президентством Сухарто вторглась в Восточный Тимор, который на тот момент, после краха Португальской колониальной, империи управлялся местным населением.
Вторжение прошло при фактическом попустительстве Австралии и США, руководствующихся прагматическим курсом Киссинджера. Все дело заключалось в нефтяных богатствах Тимора – Запад был уверен, что вести переговоры с Индонезией будет намного проще, чем с независимым Восточным Тимором.
Десятилетия самой жуткой в современной истории резни едва ли приподняли политическую бровь Запада.
В 1999 году Восточный Тимор отвоевал право проголосовать за независимость: окно было распахнуто. ООН отправил добровольцев для организации референдума в стране, они обещали, что не покинут её при любом исходе голосования. Как мы знаем, они не сдержали свое слово.
Великолепная двухсерийная телевизионная драма АВС, «Испытание огнем» рассказывает о том, что случилось. Это фильм для всех тех, кто стыдится нашей коллективной амнезии.
Режиссер Джессика Хоббс называет проект «историей параллелей: разительный контраст личного на фоне политического». Он раскрывает политическую подоплеку индонезийской интервенции и позицию США и Австралии в этом вопросе, так же как и этнические сложности Восточного Тимора.
Дэвид Уэнам играет Марка Уолдмана, порядочного австралийского полицейского, который участвует в миссии добровольцев ООН и командует гражданской полицией. Дислоцирующейся на базе ООН в Нануре, в Восточно-Тиморском районе Бобонаро, к западу от столицы страны, Дили.
Алекс Тилман – храбрый молодой тиморский переводчик, Исменио Соарес, включен в подразделение Уэнама. Изабелл Блейз – решительная канадка-полицейский, Джули Фортэ, в своей первой заграничной миссии.
Исменио, чья семья разорвана войной, скептически относится к помощи ООН. Он может только с горечью наблюдать за кошмарной судьбой своей страны, находящейся в руках индонезийских военных.
«Никто не понимает Тимор, - говорит он в отчаянье. - Это сводит меня с ума; никто не хочет так жить».
Уолдман и Фортэ не вооружены и не подготовлены к варварству, которым терроризирует страну милиция. Они так же не понимают, почему ООН, пославшая их поддерживать мир в регионе, требует от них сохранять нейтралитет.
Когда в начале первого эпизода его спросили, не является ли он «фанатиком миссии», Уолдман твердо отвечает: «Тимор немного другой для Австралийцев. Восточный Тимор спас наши задницы во время Второй Мировой войны. А мы в 1975 году сидели сложа руки, когда индонезийцы вошли и захватили страну. Мы сильно задолжали этому народу». Фортэ же начинает свою миссию с того, что просто-напросто надеется заработать деньги, чтобы заплатить по закладной.
После того, как 78.5% тиморцев проголосовали за независимость, про-индонезийская милиция развернула террор. Ооновцы потрясены чувством вины, но не в силах выполнить свои обещания. Их шокирует тот факт, что их руководство знало о намерениях Индонезии, но ничего не сделало, чтобы предотвратить резню.
Хоббс – превосходный режиссер, она рассказывает эту историю, создавая ощущение наползающего страха, без истерики, но и с бескомпромиссной честностью.
«Я осознавала, что очень важно понять, какие части этой огромной истории мы могли бы показать с максимальной достоверностью», - говорит она. Её целью было создать фильм, который взбудоражил бы людей и подтолкнул их узнать больше о Восточном Тиморе. Она хотела, чтобы люди думали о том, что такое никогда не должно повторится. «Мы не забудем», - таков был мой девиз.
И все же к концу фильма назревает вопрос, на который очень трудно найти ответ: сколько поколений понадобится нации, сформированной в годы вооруженного сопротивления и гражданской войны, выросшей в трущобах нищеты, чтобы создать полноценную демократию, независимо от ожидаемых в ближайшем будущем тринадцатимиллиардных доходов от нефтяных и газовых месторождений?
Сценарий канадки Барбары Сэмюелс, у которой возникла идея создания этого фильма после того, как её друг вернулся из добровольческой миссии из Восточного Тимора, и австралийской писательницы Кэтрин Томсон начинается как исследование персонажей, а выливается в политический обвинительный акт.
Но то, что по-настоящему очаровывает в фильме – это игра восточных тиморцев - непрофессиональных актеров.
Хоббс работала над проектом два года - ездила по Австралии, встречалась с людьми. Некоторые из них были тиморскими активистами, многие – политическими беженцами.
«Их готовность раскрыть миру боль своей недавней истории просто потрясала, - говорит она. - Я слушала сотни историй о храбрости, терроре и надежде. Я не помню ни одного человека, который не потерял бы своего близкого».
Самое трудное было отыскать актеров на роль милиционеров. Почти всех их играли студенты, которые были восточно-тиморскими активистами или борцами за независимость и вынуждены были бежать из Тимора.
«Им угрожали, их пытали те же самые люди, которых я просила изобразить. Я восхищаюсь их стремлением сыграть эти сцены максимально точно, поскольку они были особенно болезненны для них».
Ярчайший пример подобного блистательного исполнения – игра Жозе да Коста, которому досталась роль вожака местной милиции - надменного, кровожадного, хладнокровного убийцы Сико. В реальной жизни да Коста выжил в резне, которая развернулась в Дили (шестеро его братьев и отец были убиты), сам он был схвачен индонезийской полицией, подвергался пыткам. Он провел четыре года в подполье и наконец прибыл в Австралию на корабле в 1995 года как политический беженец. «Милиция – значит зло. – говорит он. – Я должен был заглушить в себе чувства боли, гнева и мести и использовать их для роли».
Сцены между Уэнамом и да Костой гипнотизируют. Тоже самое и с Фелисберто Аройо, который играет отца Исменио. Хоббс говорит, что никогда не забудет улыбку на лице старика, которому довелось проголосовать за независимость хотя бы и в кадре, но впервые в своей 70-летней жизни.
Уэнам - актер, который сотрудничает со своим персонажем, чтобы создать прочный сплав факта и фикции. Все труднее обнаружить, где его персонаж начинается и где Уэнам исчезает. И он потрясающ в этом сериале («Испытание огнем»), серьезен, умен и, независимо от ожиданий своих товарищей по экрану порядочно скромен для того, кто настолько харизматичен.
На вопрос насколько близко он следовал событиям в Восточном Тиморе, ответ решителен: «Очень. Точка. Или восклицательный знак, - говорит он в телефонном интервью. – Я видел документальный фильм Джона Пилгера «Смерть нации: Тиморский заговор», он произвел на меня впечатление и возмутил настолько, что я присоединился к Австралийско-восточно-тиморской Ассоциации, чтобы получить информацию о том, что там случилось».
Хоббс говорит, что поначалу тиморцы смущались в общении с голубоглазой кинозвездой. Но Уэнам сказал ей, что чувствует, как каждая сцена «приземляет» его. «Не бойтесь, - сказал он своим тиморским коллегам. - Я должен добираться туда, где вы уже находитесь»
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь