Одно я скажу определенно, после этого фильма я уже никогда не смогу подумать о Дэвиде Уэнаме, как о человеке, который мухи не обидит! Уж что-что, а эта иллюзия развеяна навсегда. Конечно, мальчика он бил понарошку и Брайен Браун вряд ли получил хотя бы одну царапину после памятной встречи с кроком, но бедные мухи погибали на съемках десятками, это уж как пить дать… О, Дэвид! Как ты мог? Но я даже не удивилась, когда узнала, что именно ты придумал эту фундаментальную находку! При таком мизерном диалоге тебе оставалось только надеяться на потрясающую мимику и вот подобные мизансценические выкрутасы. Ход отвратительный, но шикарный.
Он настолько шикарен, что я готова похоронить в недрах своего сознания каверзный вопрос: он что, этот Нил Флетчер, всегда носил с собой в кармане катушку ниток?
На самом деле в этом самом сознании можно откопать еще много гораздо более каверзных вопросов. Скажем так: если Нил Флетчер был в Дарвине в момент прибытия туда леди Сары, с какой скоростью он возвращался на ранчо, если к её приезду он успел отогнать стадо на землю Карней, убить хозяина у биллабонга и притащить его тело в дом? И интересно, кто же это остался в Дарвине, защищать родину от японского десанта, если оттуда эвакуировались все военные? И куда именно собрались вернуться леди Сара, Налла и Дровер после всего, если подписан договор о купле-продаже и Далекие Холмы теперь принадлежат кому угодно, только не им?
Но я не стану их задавать Базу. Потому что существует два способа смотреть кино. Первый способ самый распространенный, судя по тому, что я читала в рецензиях: это когда человек смотрит фильм, сидя напротив экрана. Этот самый экран совершенно плоский и занимает некоторую часть зрительного пространства. Вокруг сидят в основном хорошо знакомые люди, которые считают своим долгом выражать свое мнение по поводу второстепенных деталей, а сам зритель ни на одну секунду не выкидывает из головы мысль: «Вот сейчас фильм закончится и меня спросят, что я об этом думаю? Надо сказать что-нибудь очень умное!»
Второй же способ – самый роскошный: зритель сидит не в зале. И он даже не сидит. Он внутри фильма, ушел в него с головой. Это он ныряет вместе с мальчиком в биллабонг, это он скачет на лошади к далекому горизонту, это на него несутся бешеные быки и падают японские бомбы, это он (или она) расстегивает пуговицы на одежде любимого человека…. Нужно ли что-нибудь объяснять?
Я искренне полюбила фильм именно за эту потрясающую возможность на пару часов отключить свое поднадоевшее «рацио» и отдаться на волю эмоций. Нет, Баз не гений. Но он невероятно талантливый и умный человек. Снимаю шляпу и аплодирую стоя. Теперь я готова простить ему все, дурацкий раскрас Дэвида в «Мулен Руже!», крылышки Джульетты и Меркуцио в лифчике… Возможно, во мне говорит сумасшедшая любовь к Австралии и к Дэвиду… Во всяком случае это очень помогает.
Угнездываясь в кресле перед просмотром, я мысленно давала себе клятву, забыть о тех тысячах рецензий, которые я успела прочесть накануне, забыть свою сумасшедшую любовь к Дэвиду и постараться увидеть фильм. А получилось, что я попросту бултыхнулась в него и поплыла по течению мысли База. Лурманн хитрец. Он вовсю наслаждается своим искусством художника. Его взгляд-мысль-птица парит над пространством свободно и страстно. То несется навстречу земле, то отталкивается от нее, открывая горизонт, то устремляет ввысь колоссальный небесный свод, усеянный набухшими звездами, то падает в роскошную сверкающую бездну. Как это можно не полюбить? Эту волшебную землю с её оживающими под потоками ливней бушами, с её причудливыми магическими скалами, с её милыми прыгающими кенгуру.
Думаю, главная проблема фильма, точнее людей, которым он не понравился, заключается в том, что в наши дни разучились видеть в искусстве – разговор художника со зрителем языком образов. Современному человеку надо все объяснять. А еще лучше, если мысль в фильме вообще будет сведена к нулю. На мой взгляд с Базом произошло тоже самое, что и с Манчевски: намешав жанры, клише поп-культуры и изыски элитного кино он не угодил всем. Эстеты не приняли фильм из-за его реверансов в сторону экранного ширпотреба, а зритель попроще вообще не понял при чем тут аборигены с их странными песенками и зачем надо было хороший экшн портить многочисленными затянутыми беседами о том – о сем…
Я ничуть не удивлена, что этот фильм имел огромный успех только в Австралии: Баз разговаривал со своими соотечественниками их языком и его услышали. А знаете, когда я поняла, что полюблю фильм? Почти с первых слов мальчика. Помните: «Дедушка научил меня самому главному: рассказывать истории!»… Ибо «все, что ты есть – это только твоя история….» и «рассказывать истории это очень важно, потому что так мы всегда храним любимых людей…»
Ужасно обрадовалась, когда поняла, что это не совсем лав-стори в плоском смысле понятия. Это действительно история про Австралию! И Баз нашел самый удачный образ за всю свою карьеру — маленький мальчик, такой же юный и такой же загадочный, как и эта страна. Он и есть Австралия. «Я не белый, но я и не черный…» Дитя покорной аборигенки и насильника-расиста, внук шамана и воспитанник великодушной английской леди, мальчик, который охотно играет в теннис, любит кино и Рождество, но обязательно должен уйти в свой walkabout, чтобы стать настоящим мужчиной, то есть научиться «видеть» свою страну глазами своих предков, научиться «видеть сны» и разговаривать с Радужным Змеем. Кто-то скажет, что Баз переусердствовал со значением аборигенской духовности в современном менталитете австралийцев? Ничего не переусердствовал! Вы видели эти пейзажи? Надо быть аборигеном в душе, чтобы понять все их величие и красоту в полной мере. Европеец, живя в таком месте, не может не измениться, так, как изменилась чопорная Сара.
На мой взгляд, это вполне в духе База – заманить зрителя комедийным началом, расслабить его, а затем хорошенько ударить по мозгам великолепными масштабами и экшном, а в конце утопить всех в слезах. Во всяком случае, на этот раз на меня подействовало…
Образы фильма нужно и воспринимать образно! Они олицетворяют в себе даже не столько типажи реальных людей, сколько типажи сознания. Так что в этой связи всякие там придирки к одномерности кажутся наивными. Как за два с половиной часа рассказать художественным словом всю историю страны? А вот, оказывается, как! Надо взять парочку роскошных злодеев (Карней, Флетчер), озабоченных только захватом и наживой и готовых перегрызть друг другу глотки и обязательно расистов, потому что расизм лежал в основе колониализма. Немного рафинированных господ, еще достаточно расистски настроенных, но уже стесняющихся своего расизма и пытающихся прикрыть голую правду аборигенов лоскутами европейской цивилизованности (доктор Паркер и вся эта шушера на балу). Получается не то чтобы не очень – просто кошмарно! Добавить парочку алкоголиков и придурков с золотыми сердцами, которые уже не совсем расисты, или уже на пути к этому (пьяница-бухгалтер, бармен-Иван). Разумеется, нужен мохнатый, накаченный и неотесанный Крокодил Данди, который уже породнился с аборигенами – «дружит, ест и спит с ними»…. И, конечно, сами аборигены, разной степени окультуренности. И обязательно мальчик-метис – мостик между прошлым и настоящим, открытый и в ту, и в другую сторону… Ну, напоследок – самое важное – европейская леди, с широко раскрытыми, как и у нас глазами: «Ах, мои вещи! Ах, кенгуру!... Ах, что мой муж нашел в этой стране?!»
Забавно, но моя мама почти в точности повторяла реплики Сары в первой части фильма: «Что это за страна! Да как же там живут?... Ужас какой-то…» К моменту, когда Баз начал открывать сияющие горизонты и озеленять пространства, ворчание мамы стихло и сменилось немым восхищением. Я же тихонько улыбалась и повторяла мысленно: «Браво, Баз, в точку!» В любом хорошем фильме есть персонаж, с которым зритель себя отождествляет, который отражает взгляд публики, через кого развивается наше отношение к происходящему. В «Австралии» это, конечно, Сара, которая открывает для себя страну и безумно влюбляется в нее. Вполне возможно, что все это немного шаблонно, но работает же!
Разумеется, нельзя обойти молчанием игру всех актеров! Оба больших пальца вверх! Николь – умница! Мальчик - феноменален, но ему с такой обворожительной улыбкой и играть-то ничего не надо! Дэвид Галпилил (Король Джордж)…. О, еще долго меня будет преследовать его косматая голова на фоне звездного неба!!! Брайен Браун (Кинг Карней) – отличный, яркий типаж, Джек Томпсон (Киплинг Флин) очень трогателен – таким милым персонажам особенно сопереживаешь. Бен Менделсон (капитан Даттон), ему досталось играть страстные взгляды, но только попробуйте сказать, что он не преуспел в этом! Яцек Коман (Иван)…. Не знаю, заметили ли вы, но, по-моему, он здесь великолепен! Не говоря уж о том, как это здорово было услышать кусочек русской речи посреди чисто австралийского фильма. Вообще все персонажи как-то очень быстро запоминаются и сразу располагают к себе.
Хью….. Долго подбирала слова. Но ничего не могла придумать лучше, чем сказано в одной из англоязычных рецензий: «Хью Джекман играет Хью Джекмана, но это и хорошо, потому что у него лучше всего получается играть Хью Джекмана».
Совсем другое дело Дэвид! Этот играет так, что у зрителя начинает фантазия бурлить: а что же там действительно за душой у этого парня, если он демонстрирует такие реакции? На фоне наивного выражения Дровера, горюющего по Саре, страдания Флетчера по жене и её наследству выглядели просто космически!
А чего стоит это великолепное превращение наглого и грязного ковбоя из аутбека в респектабельного и пронырливого буржуя? Обаяние, шарм, острое чувство скрытой угрозы, которая вот-вот обернется страшной опасностью, богатейший арсенал злодейских методов от грубого кулака до сладкоголосого шантажа, тысяча вариантов обольстительно-подлой ухмылки, взгляд увесистый как кувалда и острый как клинок. Баз бьет без промаха: в случае с Хью он предпочитает снимать действие, в случае с Дэвидом - крупные планы. И это мудро, тонко и просто волшебно!!! БРАВО!!!! Коварный, многоликий и вездесущий злодей-неудачник, но у него есть только одна серьезная проблема: сценарная недоразвитость его персональной линии — МАЛО!
И здесь, к своему глубокому сожалению, мне придется открыть пузырек с дегтем над излитой бочкой меда. Сюжетное развитие сценария оказалось самым слабым местом фильма. Парочка переборов заставила меня скорчиться и слегка нарушила гармонию. Но куда серьезней преступление База против персонажа своего главного антагониста.
Стоит ли говорить, что не наполни Дэвид роль Флетчера своей харизмой, она была бы почти провальной? Нет, я не стану повторять наивные упреки в том, что Флетчер одномерен или «слишком злой», что «нам не объясняют, почему он такой злой» и т. д. Лично я все объяснения увидела на экране, и они для меня были убедительны. Меня, как и многих, возмутило то обстоятельство, что Лурманн поленился, а может быть, испугался, «дожать» персонаж! Ему не хватило одной-двух сцен, чтобы стать гвоздем фильма! И это ужасно досадно! Одна-две сцены, которые «углубили» бы Флетчера и минус ужасная, просто ужасная концовка. Этого Наллу так часто убивают в фильме (то вода в цистерне, то быки, то бомбы), что финальная кода прозвучала как издевательство над чувством меры.
Фильм не совершенен, увы. Он свалился в ту же ловушку, куда до него свалился не один десяток «почти шедевров» - накрученное окончание, которое смазывает эффект и создает ощущение перебора. С фильмами, которые шикарно начинаются, всегда проблемы: авторы интуитивно понимают, что финал должен быть просто супер-шикарен, соответственно и «Остапа несет».
Но это фильм – несомненное событие в кинематографе. Фильм - ностальгия, фильм- откровение, фильм-признание в любви чудесной стране Оз, где живут настоящие волшебники, которые умеют песней разговаривать с землей, с животными и травами и вызывать радугу в небе. Признание достаточно искреннее, чтобы тронуть и достаточно красивое, чтобы долго не отпускать. О, Баз! Мне кажется, я услышала тебя. Но, если только это возможно, в следующий раз, отдай все же главную роль Дэвиду! Я очень надеюсь, что ты уже созрел до признания глобальной правильности этого шага!!!