w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
Australia

30 октября 2010
Neil-Сказочница

ВЫШЕ РАДУГИ... ПОЧТИ
Рецензия на фильм "Австралия"



Одно я скажу определенно, после этого фильма я уже никогда не смогу подумать о Дэвиде Уэнаме, как о человеке, который мухи не обидит! Уж что-что, а эта иллюзия развеяна навсегда. Конечно, мальчика он бил понарошку и Брайен Браун вряд ли получил хотя бы одну царапину после памятной встречи с кроком, но бедные мухи погибали на съемках десятками, это уж как пить дать… О, Дэвид! Как ты мог? Но я даже не удивилась, когда узнала, что именно ты придумал эту фундаментальную находку! При таком мизерном диалоге тебе оставалось только надеяться на потрясающую мимику и вот подобные мизансценические выкрутасы. Ход отвратительный, но шикарный.

Он настолько шикарен, что я готова похоронить в недрах своего сознания каверзный вопрос: он что, этот Нил Флетчер, всегда носил с собой в кармане катушку ниток?

На самом деле в этом самом сознании можно откопать еще много гораздо более каверзных вопросов. Скажем так: если Нил Флетчер был в Дарвине в момент прибытия туда леди Сары, с какой скоростью он возвращался на ранчо, если к её приезду он успел отогнать стадо на землю Карней, убить хозяина у биллабонга и притащить его тело в дом? И интересно, кто же это остался в Дарвине, защищать родину от японского десанта, если оттуда эвакуировались все военные? И куда именно собрались вернуться леди Сара, Налла и Дровер после всего, если подписан договор о купле-продаже и Далекие Холмы теперь принадлежат кому угодно, только не им?

Но я не стану их задавать Базу. Потому что существует два способа смотреть кино. Первый способ самый распространенный, судя по тому, что я читала в рецензиях: это когда человек смотрит фильм, сидя напротив экрана. Этот самый экран совершенно плоский и занимает некоторую часть зрительного пространства. Вокруг сидят в основном хорошо знакомые люди, которые считают своим долгом выражать свое мнение по поводу второстепенных деталей, а сам зритель ни на одну секунду не выкидывает из головы мысль: «Вот сейчас фильм закончится и меня спросят, что я об этом думаю? Надо сказать что-нибудь очень умное!»

Второй же способ – самый роскошный: зритель сидит не в зале. И он даже не сидит. Он внутри фильма, ушел в него с головой. Это он ныряет вместе с мальчиком в биллабонг, это он скачет на лошади к далекому горизонту, это на него несутся бешеные быки и падают японские бомбы, это он (или она) расстегивает пуговицы на одежде любимого человека…. Нужно ли что-нибудь объяснять?

Я искренне полюбила фильм именно за эту потрясающую возможность на пару часов отключить свое поднадоевшее «рацио» и отдаться на волю эмоций. Нет, Баз не гений. Но он невероятно талантливый и умный человек. Снимаю шляпу и аплодирую стоя. Теперь я готова простить ему все, дурацкий раскрас Дэвида в «Мулен Руже!», крылышки Джульетты и Меркуцио в лифчике… Возможно, во мне говорит сумасшедшая любовь к Австралии и к Дэвиду… Во всяком случае это очень помогает.

Australia Угнездываясь в кресле перед просмотром, я мысленно давала себе клятву, забыть о тех тысячах рецензий, которые я успела прочесть накануне, забыть свою сумасшедшую любовь к Дэвиду и постараться увидеть фильм. А получилось, что я попросту бултыхнулась в него и поплыла по течению мысли База. Лурманн хитрец. Он вовсю наслаждается своим искусством художника. Его взгляд-мысль-птица парит над пространством свободно и страстно. То несется навстречу земле, то отталкивается от нее, открывая горизонт, то устремляет ввысь колоссальный небесный свод, усеянный набухшими звездами, то падает в роскошную сверкающую бездну. Как это можно не полюбить? Эту волшебную землю с её оживающими под потоками ливней бушами, с её причудливыми магическими скалами, с её милыми прыгающими кенгуру.

Думаю, главная проблема фильма, точнее людей, которым он не понравился, заключается в том, что в наши дни разучились видеть в искусстве – разговор художника со зрителем языком образов. Современному человеку надо все объяснять. А еще лучше, если мысль в фильме вообще будет сведена к нулю. На мой взгляд с Базом произошло тоже самое, что и с Манчевски: намешав жанры, клише поп-культуры и изыски элитного кино он не угодил всем. Эстеты не приняли фильм из-за его реверансов в сторону экранного ширпотреба, а зритель попроще вообще не понял при чем тут аборигены с их странными песенками и зачем надо было хороший экшн портить многочисленными затянутыми беседами о том – о сем…

Я ничуть не удивлена, что этот фильм имел огромный успех только в Австралии: Баз разговаривал со своими соотечественниками их языком и его услышали. А знаете, когда я поняла, что полюблю фильм? Почти с первых слов мальчика. Помните: «Дедушка научил меня самому главному: рассказывать истории!»… Ибо «все, что ты есть – это только твоя история….» и «рассказывать истории это очень важно, потому что так мы всегда храним любимых людей…»

Australia Ужасно обрадовалась, когда поняла, что это не совсем лав-стори в плоском смысле понятия. Это действительно история про Австралию! И Баз нашел самый удачный образ за всю свою карьеру — маленький мальчик, такой же юный и такой же загадочный, как и эта страна. Он и есть Австралия. «Я не белый, но я и не черный…» Дитя покорной аборигенки и насильника-расиста, внук шамана и воспитанник великодушной английской леди, мальчик, который охотно играет в теннис, любит кино и Рождество, но обязательно должен уйти в свой walkabout, чтобы стать настоящим мужчиной, то есть научиться «видеть» свою страну глазами своих предков, научиться «видеть сны» и разговаривать с Радужным Змеем. Кто-то скажет, что Баз переусердствовал со значением аборигенской духовности в современном менталитете австралийцев? Ничего не переусердствовал! Вы видели эти пейзажи? Надо быть аборигеном в душе, чтобы понять все их величие и красоту в полной мере. Европеец, живя в таком месте, не может не измениться, так, как изменилась чопорная Сара.

На мой взгляд, это вполне в духе База – заманить зрителя комедийным началом, расслабить его, а затем хорошенько ударить по мозгам великолепными масштабами и экшном, а в конце утопить всех в слезах. Во всяком случае, на этот раз на меня подействовало…

Australia Образы фильма нужно и воспринимать образно! Они олицетворяют в себе даже не столько типажи реальных людей, сколько типажи сознания. Так что в этой связи всякие там придирки к одномерности кажутся наивными. Как за два с половиной часа рассказать художественным словом всю историю страны? А вот, оказывается, как! Надо взять парочку роскошных злодеев (Карней, Флетчер), озабоченных только захватом и наживой и готовых перегрызть друг другу глотки и обязательно расистов, потому что расизм лежал в основе колониализма. Немного рафинированных господ, еще достаточно расистски настроенных, но уже стесняющихся своего расизма и пытающихся прикрыть голую правду аборигенов лоскутами европейской цивилизованности (доктор Паркер и вся эта шушера на балу). Получается не то чтобы не очень – просто кошмарно! Добавить парочку алкоголиков и придурков с золотыми сердцами, которые уже не совсем расисты, или уже на пути к этому (пьяница-бухгалтер, бармен-Иван). Разумеется, нужен мохнатый, накаченный и неотесанный Крокодил Данди, который уже породнился с аборигенами – «дружит, ест и спит с ними»…. И, конечно, сами аборигены, разной степени окультуренности. И обязательно мальчик-метис – мостик между прошлым и настоящим, открытый и в ту, и в другую сторону… Ну, напоследок – самое важное – европейская леди, с широко раскрытыми, как и у нас глазами: «Ах, мои вещи! Ах, кенгуру!... Ах, что мой муж нашел в этой стране?!»

Забавно, но моя мама почти в точности повторяла реплики Сары в первой части фильма: «Что это за страна! Да как же там живут?... Ужас какой-то…» К моменту, когда Баз начал открывать сияющие горизонты и озеленять пространства, ворчание мамы стихло и сменилось немым восхищением. Я же тихонько улыбалась и повторяла мысленно: «Браво, Баз, в точку!» В любом хорошем фильме есть персонаж, с которым зритель себя отождествляет, который отражает взгляд публики, через кого развивается наше отношение к происходящему. В «Австралии» это, конечно, Сара, которая открывает для себя страну и безумно влюбляется в нее. Вполне возможно, что все это немного шаблонно, но работает же!

Australia


Разумеется, нельзя обойти молчанием игру всех актеров! Оба больших пальца вверх! Николь – умница! Мальчик - феноменален, но ему с такой обворожительной улыбкой и играть-то ничего не надо! Дэвид Галпилил (Король Джордж)…. О, еще долго меня будет преследовать его косматая голова на фоне звездного неба!!! Брайен Браун (Кинг Карней) – отличный, яркий типаж, Джек Томпсон (Киплинг Флин) очень трогателен – таким милым персонажам особенно сопереживаешь. Бен Менделсон (капитан Даттон), ему досталось играть страстные взгляды, но только попробуйте сказать, что он не преуспел в этом! Яцек Коман (Иван)…. Не знаю, заметили ли вы, но, по-моему, он здесь великолепен! Не говоря уж о том, как это здорово было услышать кусочек русской речи посреди чисто австралийского фильма. Вообще все персонажи как-то очень быстро запоминаются и сразу располагают к себе. Australia

Хью….. Долго подбирала слова. Но ничего не могла придумать лучше, чем сказано в одной из англоязычных рецензий: «Хью Джекман играет Хью Джекмана, но это и хорошо, потому что у него лучше всего получается играть Хью Джекмана».

Совсем другое дело Дэвид! Этот играет так, что у зрителя начинает фантазия бурлить: а что же там действительно за душой у этого парня, если он демонстрирует такие реакции? На фоне наивного выражения Дровера, горюющего по Саре, страдания Флетчера по жене и её наследству выглядели просто космически!

Australia А чего стоит это великолепное превращение наглого и грязного ковбоя из аутбека в респектабельного и пронырливого буржуя? Обаяние, шарм, острое чувство скрытой угрозы, которая вот-вот обернется страшной опасностью, богатейший арсенал злодейских методов от грубого кулака до сладкоголосого шантажа, тысяча вариантов обольстительно-подлой ухмылки, взгляд увесистый как кувалда и острый как клинок. Баз бьет без промаха: в случае с Хью он предпочитает снимать действие, в случае с Дэвидом - крупные планы. И это мудро, тонко и просто волшебно!!! БРАВО!!!! Коварный, многоликий и вездесущий злодей-неудачник, но у него есть только одна серьезная проблема: сценарная недоразвитость его персональной линии — МАЛО!

И здесь, к своему глубокому сожалению, мне придется открыть пузырек с дегтем над излитой бочкой меда. Сюжетное развитие сценария оказалось самым слабым местом фильма. Парочка переборов заставила меня скорчиться и слегка нарушила гармонию. Но куда серьезней преступление База против персонажа своего главного антагониста.

Australia Стоит ли говорить, что не наполни Дэвид роль Флетчера своей харизмой, она была бы почти провальной? Нет, я не стану повторять наивные упреки в том, что Флетчер одномерен или «слишком злой», что «нам не объясняют, почему он такой злой» и т. д. Лично я все объяснения увидела на экране, и они для меня были убедительны. Меня, как и многих, возмутило то обстоятельство, что Лурманн поленился, а может быть, испугался, «дожать» персонаж! Ему не хватило одной-двух сцен, чтобы стать гвоздем фильма! И это ужасно досадно! Одна-две сцены, которые «углубили» бы Флетчера и минус ужасная, просто ужасная концовка. Этого Наллу так часто убивают в фильме (то вода в цистерне, то быки, то бомбы), что финальная кода прозвучала как издевательство над чувством меры.

Фильм не совершенен, увы. Он свалился в ту же ловушку, куда до него свалился не один десяток «почти шедевров» - накрученное окончание, которое смазывает эффект и создает ощущение перебора. С фильмами, которые шикарно начинаются, всегда проблемы: авторы интуитивно понимают, что финал должен быть просто супер-шикарен, соответственно и «Остапа несет».

Но это фильм – несомненное событие в кинематографе. Фильм - ностальгия, фильм- откровение, фильм-признание в любви чудесной стране Оз, где живут настоящие волшебники, которые умеют песней разговаривать с землей, с животными и травами и вызывать радугу в небе. Признание достаточно искреннее, чтобы тронуть и достаточно красивое, чтобы долго не отпускать. О, Баз! Мне кажется, я услышала тебя. Но, если только это возможно, в следующий раз, отдай все же главную роль Дэвиду! Я очень надеюсь, что ты уже созрел до признания глобальной правильности этого шага!!!

Australia








 


Используются технологии uCoz