w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
David
5 октября 2003 г.
The Age

Майкл Шмит

ОБРАЗ ПЛЕВКА

Его называют одним из самых сексуальных мужчин Австралии, а он играет наркомана и вора Джона «Спита (Плевка)» Спитиери в своем последнем фильме, и в контакте с его внутренним миром достигает невероятной выразительности. Уэнам побеседовал с Майклом Шмитом.

Почти невозможно узнать Дэвида Уэнама в его последнем фильме «Я завязал». Он играет Джона «Плевка» Спитиери, недавно освободившегося уголовника, торговца наркотиками в шлепанцах – стрингах на босых ногах, с сальными, неровно обкромсанными волосами, с болячкой на нижней губе и с неправильной осанкой. Спит шлепает через все действие по задворкам Голд-Коста, в одежде, которую с трудом можно отыскать в самых абстракционистских магазинах. Дайвер Дан трансформировался в наркомана Джонни.

Кроме Уэнама в актерском составе фильма Гари Свит - сентиментальный гангстер Чика Мартин, Тимоти Спэл – исправляющийся преступник Даррен Баррингтон (чье имя гораздо длиннее, чем он сам) и Дэвид Филд – коррумпированный полицейский Эрни де Вирс.

В такой представительной компании, подобранной Квинслендским криминальным адвокатом и писателем Крисом Нистом (да, тем самым Крисом Нистом, который недавно защищал Паулину Хансон в суде) является перед нами ужасный Плевок.

В одной из сцен, когда он вынужден свидетельствовать на антикоррупционных слушаниях, он делает все, чтобы не говорить правду: начинает с требований оплатить ему проезд на автобусе домой и заканчивает тем, что сваливается со стула. Он не столько нечестный свидетель, сколько истеричный, хандрящий придурок, и мы приходим к подозрениям гораздо более глубоким, чем может допустить суд.

К тому же Плевка непрерывно мучает неприятный гость на его нижней губе. «Я всегда видел Джонни с болячкой, - говорит Уэнам.- Она никогда полностью не проходит. Она всегда здесь, вокруг уголка рта, всегда на кончике языка. Первый раз, когда я встретил художницу по гриму и рассказал ей об этом и еще о некоторых соображениях, она была в панике. Но она оказалась на высоте, приняла это, включила немного фантазии и сделала то, что нужно»

В одной из самых запоминающихся сцен Плевок вместе со своей болячкой стоит перед грязным зеркалом в ванной, словно в противостоянии со своим образом. «Если Джонатан (Джонатан Теплицкий – режиссер фильма) не вырежет этот кусок из фильма, - говорит Уэнам. – Это добавит ему жизненности. Вы понимаете, что должно произойти. Это как в сцене у Хичкока: вы знаете, что сейчас делает скальпель, но вам не нужно видеть его».

Уэнам выглядит совершенной антитезой Плевку. Он минимально напряжен, сидит, слегка подавшись вперед на кушетке в номере Сиднейской гостиницы – место, где его персонажу укажут на дверь, прежде чем он ступит на порог. Без ужасного парика, без шлепанцев, без шорт и рубашки Плевка и, да, без болячки Дэвид Уэнам… ну… это Дэвид Уэнам. Одетый в брюки и рубашку, которую Плевок никогда не сможет себе позволить.

Было бы ошибкой сказать, что Уэнам принадлежит к тому сорту актеров, которые замыкаются в себе, прикрываясь маской и несколькими пустыми замечаниями. Он живой, любит хороший смех и еще больше - поговорить о своей работе, но решетка немедленно опускается, когда кто-нибудь приближается слишком близко к оборонительным укреплениям его личной жизни.

Хорошо известно, сколько времени и волнения тратит Уэнам, чтобы прийти к наибольшей выразительности в своих ролях. Плевок не был исключением, особенно, если, по словам Уэнама, учесть, что по ходу повествования персонаж балансирует между правдоподобием и карикатурой.

«Это было самым сложным, очень тонкая линия, которую мне пришлось вести в одиночку. Но я имел довольно прочный фундамент – сам сценарий. Прекрасное построение. Прекрасно выписанные персонажи. Как только я прочел его, я сразу же смог увидеть Джонни и, конечно, услышать его. Все ритмы персонажа были здесь, на страницах. Затем настала пора воплощать этот ясный образ в реальность. Это странный неописуемый процесс, который переходит в действие. Очень сложно внятно объяснить выбранную направленность: это смешение внешних факторов, которые материализуют Джонни Спитиери, что очень важно. Затем его гардероб и грим. Я очень ясно представлял то, что хотел сделать».

«Я завязал» - второй фильм, который Уэнам делает с Теплицки, но невозможно представить себе большую противоположность «Лучше, чем секс», где актер блистал на пару с Сьюзи Портер. На этот раз персонаж Спитиери не является главным, он создан скорее для того, чтобы придать контрастности другому герою – его бывшему сокамернику– Барри «Уоттси» Уирту (Сэм Уортингтон).

Было очень важно найти хорошего актера на роль Плевка, говорит Теплицки. «Дэвид прочел и сразу же влюбился в него. Мы очень много разговаривали о том, как сохранить правдоподобие и серьезность, чтобы не играть это просто ради смеха».

Походка и голос потребовали времени. «Мы экспериментировали, чтобы найти верную высоту и не скатиться до карикатуры».

Теплицки говорит, что Уэнам во всю забавлялся, выстраивая своего Плевка. «Однажды он пришел с самыми ужасными джинсами, какие вы когда-либо видели. Но он их надел и этим не только дополнил свой костюм, но и добавил к образу большей колоритности. Он был счастлив выглядеть совершенно, как куча дерьма. Его день начинался с того, что он надевал на себя клочки волос и шлепанцы, выходил из трейлера и становился персонажем».

Перед съемками каждой сцены Уэнам тер пальцами переносицу. «Я подумал, что у него болит голова и спросил, все ли нормально, - говорит Теплицки. – Он был в порядке, просто он пытался придать зрачкам слегка полинялый взгляд».

Однажды ранним утром по дороге на съемки Уэнам столкнулся с неожиданным видением. «Я заметил этого парня, бредущего вдоль по улице: это был Джонни Спитиери! Живой и настоящий. Он нес в руке один предмет – это было так печально, так странно и в то же время так смешно. Он держал в руке чайную ложку, он нес её так, словно выгуливал собаку. Очевидно, ложка была частью его снаряжения, но выглядело это очень эксцентрично».

Было ли у Уэнама искушение дать ложку своему Джонни? «И да, и нет. Но это явно ему подошло бы».

Самая замечательная вещь в работе с Дэвидом Уэнамом, говорит Теплицки, это то, что он вкладывает всю душу в то, что делает. «Он всегда подготовлен и всегда знает свою линию».

Но он так же готов все переделать, если это нужно. В одной из сцен «Я завязал» Спитиери ожидает допроса следователя. Он скучает, ложится на стол, а потом начинает вертеться на стуле. Уэнам сымпровизировал этот момент, ожидая начала съемки, и Теплицки решил включить его в фильм. «Такие маленькие моменты могут очень многое рассказать о человеке», - говорит он.

Дэвид Уэнам вырос в пригороде Западного Сиднея, младшим из семи детей. Он учился в местной школе Христианских Братьев и посещал субботние уроки драмы. Он поступил в студенческий театр, затем в театральную школу. Он стал появляться на телевизионном экране в небольших ролях, которые впрочем быстро забывались (полицейский из «Сельской практики» одна из них), и так потихоньку шел от роли к роли, от сериала к сериалу, от постановки к постановке.

Может быть, тот факт, что он был последним из семи детей, предопределил его склонность к лицедейству? «Я никогда не думал об этом, - говорит он. – Возможно, только два дня назад я всерьез заинтересовался этим вопросом. В истории моей семьи не было ничего подобного. Это явно не генетическая наследственность. Но когда растешь седьмым, определенно стараешься завоевать внимание: инстинкт выживания, я полагаю. Другим фактором, который питал мой театральный интерес, было то, что я воспитывался в католичестве, на его церковных ритуалах. Не думаю, что в этом есть что-то необычное. Последний ребенок, воспитанный на католической вере – не такая уж большая редкость. Я сравниваю себя со своими близкими и нахожу, что больше общего имею с братом, который стал главой семьи. Но сестра, та, что ненамного меня старше по темпераменту абсолютно отличается от меня».

Может быть, актерство для юного Уэнама было способом спрятаться от реальной жизни? «Очень часто игра – это форма бегства. Я не знаю, от чего я бежал. У меня было чрезвычайно счастливое детство. И я всегда был одержим идеей перевоплощения, идеей повествования. В юном возрасте я обожал рассказывать истории. В этом простейшая, основная форма того, что делают актеры: они рассказывают истории. Впечатления от этих рассказов могут быть шире и разнообразней, но сущность остается неизменной. И мы играем персонажей в этих историях».

Одна из самых величайших историй – экранизированный «Властелин колец» Толкина, в котором Уэнам играет Фарамира. «Это повествование наивысшего, монументального уровня. Это величайшее повествование, - говорит он. – Мне невероятно повезло, что я оказался вовлеченным в него. По нескольким причинам. И, прежде всего потому, что мне довелось работать с Питером Джексоном (режиссером). Я включился в этот проект, посмотрев все его фильмы».

Но у Уэнама есть и свои робкие режиссерские амбиции. Так когда мы увидим картину со словами «фильм Дэвида Уэнама» в титрах? «До этого еще не дошло. Но когда это случится, это будет проект, которому я отдамся на 100%, которому я посвящу всего себя, и который займет год или два. Пока это не придет, пока я не почувствую в себе эту страсть, я не буду этим заниматься. Есть несколько тем, но ничего такого, что захватило бы меня».

«Каждый раз, когда я работаю над фильмом, я думаю, это маленькое чудо, то, что все факторы соединились в нем воедино. Это очень деликатный процесс, в котором можно легко поскользнутся, как на куске мыла. Как актер, я в большей степени разочарованный режиссер. Не каждый актер чувствует подобное, но многие. Я увлечен искусством кинопроизводства, я могу объективно отделить себя от этого процесса во время работы, и меня привлекает всё сопутствующее ему помимо игры».

Для тех, кто любит сцену не меньше, чем фильмы, будет интересно узнать, что Уэнам не желает становиться театральным режиссером. «Я чувствую, что не смогу достаточно хорошо объяснить это, - говорит он. – Я люблю театр, одно из прекраснейших творений человека. Но очень немногие театральные постановки отвечают этому. Это будет очень странным утверждением, но я считаю, что посредственный фильм куда более удобоварим, чем посредственный вечер в театре. Не знаю почему. Театральное представление может идти так долго, что вы сосчитаете лампочки в осветительном оборудовании или число зрителей. Но этого никогда не случится в кино. Вы можете совершенно потерять себя в кинотеатре».

Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь

Подробнее о фильме "Сравнять счета" ("Я завязал")



 


Используются технологии uCoz