w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
Mutant Reviewers from Hell do

Лисса

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ: "МОЛОКАЙ: ИСТОРИЯ ОТЦА ДЕМИЕНА"

Оценка Лиссы: Гавайский язык это нечто такое, что я совершенно не догоняю. Вы представляете, например, как трудно выговорить «Калапапа»? (Не просите меня произнести это вслух).

Рецензия Лиссы: Исторические драмы, особенно те, которые концентрируются на «жестокости человека к человеку» очень трудно снимать и рецензировать.

Мне часто кажется, что те, кто создают фильм думают, что важность предмета, о котором они рассказывают автоматически придает глубину картине. «Перл Харбор» и «Амистад» - главные примеры, по моему мнению.

С другой стороны, рецензеры (по крайней мере, этот рецензер) с большой осторожностью подходят к критике подобного сорта кино, потому что чувствительные типы принимают эту критику как критику того, на чем этот фильм фокусируется, а кому это нравиться?

Исторические драмы могут быть блестящи, но не все из них. «Молокай: История отца Демиена» - неблестящая работа, но она даже отдаленно не опускается до низин «Перл Харбор» или «Титаника».

Она, впрочем, так же не поднимается до высот «Списка Шиндлера» или «Жизнь прекрасна».

Но это – поучительное и интересное изображение эпохи, которую многие предпочли бы забыть.

Фильм немного трудновато раздобыть (у нас он есть только в «Голливуд-видео»), но если вы увлекаетесь историей, посмотреть стоит.

Фильм полностью соответствует заголовку – он об истории отца Демиена, миссионера-священника, который в 1873 г. приехал работать в колонию прокаженных на Гавайях.

Насколько я знаю, сюжет исторически точен, за одним маленьким исключением, о котором я упомяну в разделе Истории.

Фильм концентрируется вокруг работы Демиена на острове и его попытках наладить понимание, поставки, и медицинский уход для тех, кто жил в колонии.

Сам по себе фильм лежит на плечах Дэвида Уэнама, который играет отца Демиена. Это что-то! У меня появился новый любимый актер.

Вы, вероятно, видели Дэвида Уэнама прежде – он играл Фарамира в «Двух башнях» и «Возвращении короля». Он так же играл Одри в «Мулен Руж».

Я впервые заинтересовалась им, когда мой друг сказал мне о связке Одри-Фарамир. Это настолько противоположные роли, что я была поражена его разносторонностью.

И все-таки отец Демиен – еще одна диаметрально противоположная всему прочему роль – прямой человек, наделенный не светским изяществом, но жертвенной душой, подтолкнувшей его отдать свою жизнь служению людям, о которых общество предпочло забыть.

Игра Уэнама приглушенна, сдержанна. Его Демиен – не блестящая фигура, а скорее реальный человек, разочарованный многими сторонами своей работы и все же мужественно выполняющий её до конца.

Остальной актерский состав тоже достаточно силен, хотя время от время демонстрирует некоторые недостатки.

Я особенно наслаждалась Лео Маккерном в роли епископа Мэйгрета, самого сильного союзника Демиена. Здесь все та же приглушенная манера исполнения - Мэйгрет не святой, просто хороший человек, который понимает не только нужды колонистов, но и личные потребности его священника. Мне всегда импонировало изображение старшего духовенства в позитивной манере.

Том Уилкинсон, всегда любимый мною, появляется в новой, прекрасно выполненной роли – брата Даттона. Но меня не впечатлил Крис Кристофферсон в роли владельца ранчо на вершине тропы. Тяжелый акцент, подражание Джону Уэйну, действительно не очень волнующее исполнение и вообще.

Мне показалось, что Сэм Нилл был обременен жестокой ролью Премьер-Министра. О, ладно. Они не могут все быть победителями, иначе вы бы точно услышали об этом фильме.

При таком глубоком предмете и электролизующем исполнении, вы подумали бы, что за фильмом должна последовать неизбежно положительная рецензия.

Так оно и будет. Но… всегда есть «но». Проблема с «Молокаем» в том, что он слишком натягивает вожжи, особенно вначале. Впервые погружаясь в атмосферу фильма, вы не видите тех условий, которые он описывает.

Вы, действительно, не видите разрушительного действия проказы, страхов, которые испытывают пациенты, аморального поведения, которое принимает необузданный характер. Вам скажут об этом, но вы этого не видите.

Я думаю это – предосторожность – и их слишком много - со стороны автора и режиссера. Проказа – ужасная болезнь, которая оставляет очевидные следы и на это совсем неприятно смотреть.

Как результат, по началу нас держат подальше от больных. Мы не получаем первого беглого представления относительно того, чем они страдают, я думаю потому, что режиссер боится, что это вывернет нам желудок и заставит испытывать отвращение к тем, к кому мы должны испытывать сочувствие.

То же самое с их безнравственным поведением. Молокай был ужасным местом ссылки. Воровство, злоупотребления, принудительная проституция процветали здесь бурным цветом. Фильм демонстрирует это. Но не в той степени, которую следовало бы ожидать.

Думаю, автор столкнулся здесь с загадкой. Как заставить зрителей понять все это и не потерять при этом симпатию к тем людям, которых Демиен прибыл спасать?

Как следствие обоих этих решений – мы не очень глубоко прочувствовали сочувствие к больным. В «Списке Шиндлера» каждый из евреев имел имя, прошлое и историю. Этого не происходит в «Молокае». Мы не знаем, откуда большинство больных. Как их зовут, каковы их взаимоотношения.

Все, что нам остается это раздражающий саундтрек безудержного кашля и взгляд Питера О`Тула, играющего сердитого протестанта в запущенной стадии болезни.

Персонаж О`Тула – доктор, лечивший проказу, белый человек, в противоположность коренным гавайцам и совершенно лишенный связи с общиной.

Он - наша дверь в мир больных, но, хотя О`Тул играет хорошо, его герой совершенно не подходит на роль такого мостика.

Временами фильм кажется документальным, жестким и бессвязным. Нам рассказывают о событиях, случившихся в жизни отца Демиена, но мы не всегда видим связь между ними.

И все же, по мере того, как отец Демиен все больше и больше распаляется, мы втягиваемся.

Гуманизм персонажей начинает проявляться, и к концу мы действительно озабочены и тронуты.

Это не «Список Шиндлера». Я плакала несколько раз по ходу фильма, но я так же плачу о смерти Муфасы в «Короле-льве» и на эпизоде свадьбы в «Отце невесты».

Я не лучший эталон в таких вещах. Этот фильм – не развлечение, но он по предположению и не должен быть таковым.

Тем не менее, это – интересная, трогательная история об очень самоотверженном человеке. И она стоит того, чтобы посмотреть её. Определенно, покупайте фильм.

ПРИМЕЧАНИЯ

Они неплохо постарались, придав Дэвиду Уэнаму портретное сходство с отцом Демиеном, но Крис Кристофферсон делает ужасный немецкий акцент.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Калапапа – было поселением для прокаженных, основанным в 1866 г. Поселок располагается на полуострове, отделенным от остального острова острым крутым утесом. Добраться до него можно только на лодке, или самолете, или по узкой, крутой тропе, которую большинство из больных не могли преодолеть.

Если бы больной двинулся к вершине тропы, он или она были бы подстрелены, прежде чем приблизились к скотоводческому ранчо.

Единственными жителями поселка были больные с диагнозом проказа – болезнь, которая в то время была неизлечима, и путь передачи которой был неизвестен.

Все они буквально были оторваны от дома и семьи и брошены умирать.

Условия – физические и моральные - были ужасны. Грубые лачуги, недостаток продовольствия, полное отсутствие медицинского обслуживания были нормой, а принудительная проституция, злоупотребления, воровство и разобщенность не знали предела.

Отец Демиен прибыл в поселок в 1873 г., он был мессионером-священником, посланным епископом, который поддерживал его во всем даже тогда, когда другие представители церкви этого не делали.

На пути улучшения жизни в Калапапа отец Демиен столкнулся с несколькими препятствиями, особенно со стороны официальных лиц и членов Ордена.

В 1885 г. у него самого была диагностирована проказа – судьба, которая казалась неизбежной с того момента, как он согласился занять свой пост.

Он скончался в 1889 г. Лучшее, что я знаю о «Молокае: истории отца Демиена», это то, что он – исторически точен за одним возможным исключением.

Я помню, когда мы посещали Молокай, туристический гид рассказывал нам, что даже на смертном ложе отец Демиен не был уверен, что достаточно сделал для того, чтобы быть допущенным на Небеса.

В фильме он, кажется, абсолютно уверен, что отправляется туда. Я не уверена, что это правильно. Зная природу отца Демиена (и полагая, что туристический гид в Калапапа является экспертом в этом вопросе), я предполагаю, что в фильме допущена художественная вольность.

Сейчас существуют лекарства, способные вылечить проказу (из-за клейма, связанным с этим словом оно было переименовано в болезнь Хансена). Но они были не известны до 1940 г. и многие неразвитые страны до сих пор не имеют их.

Многие из больных показанных в фильме – настоящие пациенты, которые были заключены на Молокае. Хотя их вылечили, они остались там. Некоторые из них путешествуют по миру, другие предпочли свой остров. Снабжение его осуществляется баржей и самолетом.

Проказа была переименована в «болезнь Хансена», чтобы уменьшить клеймо. Многие из больных предпочитают новое название, другие пользуются старым.

Шериф поселка, Ричард Маркс, показывается в фильме. Это высокий человек, который приходит на первую службу Демиена и единственный из всех говорит «Аминь». Он так же является тур оператором на острове и невероятно хорошо осведомлен.

Как ни странно, проказой очень, очень трудно заразиться. Мало того, что для этого требуется постоянный контакт в течении очень многих лет (обратите внимание, в случае с отцом Демиеном, прошло 12 лет прежде, чем он обнаружил первые признаки болезни), но, кроме этого, жертвы должны быть генетически предрасположены к этому.

Только около 5 % населения имеют эту предрасположенность. Из 20 священников, которые показаны в тот момент, когда епископ Мейгрет предлагает назначение, вероятно один Демиен умер бы.

Католическая церковь находится в процессе канонизации отца Демиена. Я знаю мало (если хоть что-нибудь) об этом процессе, но знаю, что это случиться.

Официальный и не очень официальный вебсайт:

Kalaupapa National Park

Замечательные цитаты:

Отец Даттон: Он не молчит. Он ожидает.

Если вам понравился этот фильм, попробуйте это:

• «Список Шиндлера»

• «Жизнь прекрасна»

• Отправляйтесь в тур на Молокай

Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь

Подробнее о фильме "Молокай: история отца Демиена"



 


Используются технологии uCoz