Синопсис
В 814 г. нашей эры Иоанна была приговорена к обычной для женщины жизни. Казалось, что ее путь предрешен: она обречена много работать, воспитывать детей и умереть молодой. Однако во имя своих убеждений и веры Иоанна решает оказать сопротивление и строгому отцу, и правилам, диктуемым церковью. Потому что она чувствует: ее судьба — совсем иная, Бог ей указывает совсем другую стезю. Но она заплатит за это очень высокую цену.
Иоанна учится в Дорштадте, в школе при соборе, где встречает графа Джеральда, благородного человека, состоящего при дворе епископа. Их дружба перерастает в любовь. Джеральд уходит на войну; Иоанна помнит о том, что ей предначертано. Но она не может достичь своей цели, поскольку она — женщина. И Иоанна принимает решение, которое будет для нее иметь далеко идущие последствия: переодевшись мужчиной, она уходит бенедиктинский монастырь в Фульде, и под именем брата Иоанна живет там, как всеми уважаемый и успешный врач. Когда возникает опасность, что ее обман будет раскрыт, она бежит в Рим. Там она опять встречает Джеральда и понимает, что есть только одна вещь, от которой она не может отказаться: это ее любовь.
Иоанна продолжает свое движение вверх в церковной иерархии, и опасность ее разоблачения становится все более угрожающей. И она все отчетливее понимает, что ей необходимо принять решение: кому она отдает свое сердце — Богу или человеку? Однако вдруг обстоятельства лишают ее права выбора: после смерти папы Сергия ее назначают новым папой. Тем временем ее чувства к Джеральду становятся сильнее, чем страх разоблачения, однако враги Иоанны только и ждут шанса лишить ее папского престола…
Примечание
Ее существование было окружено тайной, ее имя вычеркнуто из учебников истории. Но жизнь Иоанны, стоявшей во главе католической церкви в девятом веке под именем папы Иоанна Английского, стала легендой (следует сказать, что сохранились наброски трагедии Пушкина «Папесса Иоанна» — прим.пер.). Зёнке Вортман («Германия. Летняя сказка», «Бернское чудо») создал захватывающую историческую эпопею, перенеся на большой экран героев и события бестселлера Донны Вулфолк Кросс. Много лет назад, в забытую ныне эпоху, женщина отважно сражалась с фанатизмом, нетерпимостью и религиозным патриархатом, направляемая верой и искушаемая любовью. Иоанна Вокалек («Комплекс Баадера-Майнхофа») в роли Иоанны, Джон Гудмэн («Эван Всемогущий», «Большой Лебовски») в роли Папы Сергия, Дэвид Уэнем («Австралия», «300 спартанцев», «Властелин колец») в роли Джеральда и Анатоль Таубман («Квант милосердия») в роли противника Иоанны Анастасия составили международный звездный ансамбль актеров фильма «Иоанна — женщина на папском престоле».
Фильм является совместным германо-итало-испанским производством компании Constantin Film в содружестве с компаниями Medusa Film, Ikiru Films, UFA Filmproduktion и NDR / WDR / SWR / MDR / DEGETO.
Развернутый синопсис
Ингельхайм, зима 814 г. В небогатой семье появляется на свет здоровая девочка, однако ее отец (Иэн Глен) не особенно радуется ее рождению. Он дает ей имя Иоанна. Мать девочки (Йордис Трибель) радостно берет на руки новорожденное дитя.
Пять лет спустя. Иоанна стала любознательной умной девочкой, которая хочет учиться — так же, как и ее старшие братья Мэтью и Иоанн. Но ее отец, деревенский священник, считает, что образование девочкам ни к чему. Поэтому Иоанна уговаривает Мэтью в тайне учить ее чтению, письму и латыни. А потом Мэтью заболевает тяжелой лихорадкой и умирает.
Однажды в деревню прибывает Эскулапий (Эдвард Петербридж), директор школы при соборе, и предлагает Иоанну занять в школе место Мэтью.
Но когда Эскулапий проверят знание Иоанном латыни, ему становится понятно, что мальчик ничего не знает. Однако Иоанна, без запинки прочитавшая отрывок из Библии, производит на Эскулапия сильное впечатление как своим знанием латыни, так и интерпретацией этого отрывка. И он решает учить ее тоже во время своих визитов в деревню.
Однако вскоре после этого Эскулапия отзывают с его поста. Как прощальный подарок он преподносит Иоанне книгу: это «Одиссея» Гомера на латыни и на греческом. К несчастью, отец Иоанны находит «языческую» книгу и в наказание избивает палкой бедную девочку до потери сознания. Когда некоторое время спустя в деревню прибывает посланник епископа, чтобы забрать Иоанну в школу при соборе, отец настаивает на том, чтобы вместо нее отправился Иоанн; в ту же ночь Иоанна бежит из деревни. Она вместе с братом поступает в школу в Дорштадте: ее эрудиция производит сильное впечатление на епископа, жизнелюбивого бонвивана, к которому «братья» являются во время праздника.
На графа Джеральда (Дэвид Уэнем), одного из гостей на празднике, также производят сильное впечатление знания Иоанны, и он предлагает ей переехать к нему.
И хотя присутствие Иоанны вызывает досаду у Ричилд, жены Джеральда, и учителя Одо, юность Иоанны в Майнце протекает счастливо. В Джеральде она находит союзника. Их отношения, первоначально напоминавшие отношения отца и дочери, спустя годы становятся дружескими. Когда Джеральд собирается отправиться воевать с норманами, они уже не могут таить друг от друга свою взаимную любовь и обмениваются страстным поцелуем на берегу ручья. Одо, ставший случайным свидетелем этой сцены, рассказывает о ней Ричилд. После отъезда Джеральда его жена наконец получает шанс избавиться от Иоанны. Она вынуждает ее выйти замуж за глупого и необразованного сына кузнеца.
Но как только молодые подходят к алтарю, город захватывают норманы. Они врываются в церковь и убивают всех, собравшихся там, включая всю семью Джеральда, епископа и Иоанна. Спасается только Иоанна, оказавшаяся за алтарем и потерявшая сознание. Придя в себя, она покидает пылающий город. После долгого путешествия она принимает решение, которое будет иметь для нее очень серьезные последствия: она коротко стрижет волосы, перетягивает грудь и надевает мужскую одежду.
Три года спустя. Под именем Иоанна Английского (ее отец — выходец из Англии) ее принимают в бенедиктинский монастырь в Фульде, и она работает там, выполняя обязанности помощника врача — благодаря матери она умеет лечить болезни настоями лекарственных трав. В монастыре Иоанна провела много счастливых часов, однако она живет в постоянном страхе, опасаясь, что ее тайна будет раскрыта. Когда излишне строгий аббат монастыря отказывает беднякам в помощи, она всегда помогает нуждающимся. Например, она поддерживает семью, которую по ошибке обвинили в том, что члены этой семьи больны проказой, и едва не выгнали из селения: она лечит этих людей и присматривает за четырьмя их детьми. Но однажды в монастыре вспыхивает эпидемия лихорадки; Иоанна заболевает, и ей грозит опасность разоблачения. Старый мудрый врачеватель, много лет знающий о том, что она — женщина, в последнюю минуту помогает ей бежать.
Она плывет в лодке вниз по течению реки, все еще страдая от лихорадки, и наконец ее спасает и выхаживает та семья, которую она когда-то спасла. Она остается с ними на некоторое время и учит их маленькую дочь. Но Иоанна чувствует, что у нее иное предназначение, что Бог указывает ей иной жизненный путь. Поэтому она, переодевшись мужчиной, совершает паломничество в Рим.
Там она быстро приобретает репутацию искусного врачевателя. После трех лет ее пребывания в Риме, в 843 г., распространяются слухи о серьезной болезни папы Сергия (Джон Гудмэн); начинается ожесточенная закулисная борьба за наследование папского престола; ученый-католик Анастасий (Анатоль Таубман) — один из главных претендентов на место папы, уже обладающий достаточной властью. В Латеране, папском дворце, уже всем известны слова франконского врачевателя о болезни папы, а Анастасий вынашивает план: при живом папе манипулировать им, дергая за ниточки по своему усмотрению.
Иоанну вызывают в Латеран, где она встречается с врачами, которые так часто пускали папе кровь, что бедный папа скорее мертв, чем жив. Иоанна ставит ему диагноз: подагра. Она лечит его настоями лекарственных трав и назначает строгую диету. В течение недели папа перестает страдать от болей. К ужасу Анастасия, Иоанна уговаривает папу отказаться от алкоголя, и здоровый образ жизни приводит к тому, что папа опять в состоянии выполнять свои обязанности. Иоанна становится личным врачом папы и ближайшим его советником.
Но когда войска Лотаря, короля франков (Александр Хельд), среди которых находится и его вассал — граф Джеральд, уже стоят у ворот города, решение должно быть принято.
Лотарь требует, чтобы папа капитулировал. И решение должно быть принято на ступенях дворца. Папа Сергий просит Бога подать ему знак: и ворота дворца с грохотом закрываются.
Все войско Лотаря в смирении падает на колени, и даже сам Лотарь склоняется в поклоне. Однако Джеральд понимает, что «знак» устроен по принципу гидравлического аппарата, который некогда сконструировали они с Иоанной. Он находит ее в часовне, где она исступленно молится, умоляя Бога, чтобы Он не искушал ее присутствием Джеральда. В конце концов, ее любовь оказывается сильнее ее стойкости. В свете утра, после ночи любви, раздается звон римских колоколов. Когда Иоанна входит во дворец Латеран, она обнаруживает, что папа Сергий отравлен.
Граждане Рима выбирают нового папу, и во время выборов растет число высказываний, обращенных против Анастасия, кандидата на папский престол. Когда Иоанна направляется к нему, чтобы высказать ему свои упреки, она неожиданно сталкивается с одним из вооруженных помощников Анастасия. Иоанна скрывается у себя в комнате и пропускает тот момент, когда благодушный епископ Евригис предлагает ее кандидатуру в противовес кандидатуре Анастасия. Она собирается бежать из Рима с Джеральдом, как вдруг является дворцовый стражник и объявляет, что она назначена новым Папой.
Заняв папский престол, Иоанна продолжает вести рискованную игру: она ставит Джеральда во главе своей охраны, одновременно проводит новые реформы церкви и стремится облегчить участь бедняков. Но вот выясняется, что Иоанна ждет ребенка от Джеральда, и теперь это только вопрос времени — когда обман будет раскрыт. И тогда Иоанну ждет суровое наказание…
О фильме
Долгий путь от книги к фильму
История девочки по имени Иоанна, которая прожила совершенно невероятную жизнь и в результате оказалась на папском престоле, привела в восторг миллионы читателей всего мира: роман «Иоанна — женщина на папском престоле» (Pope Joan) американской писательницы Донны Вулфолк Кросс стал международным бестселлером вскоре после его публикации в 1996 г. Только в Германии было продано более пяти миллионов копий, как на бумажном носителе, так и в формате аудиокниги; в Германии роман вошел в десятку бестселлеров. «Люди любят исторические романы», — говорит Оливер Бербен, президент компании Constantin Film Produktion GmbH и продюсер фильма «Иоанна — женщина на папском престоле». Себя он тоже причисляет к любителям исторических романов: «Я прочитал роман более восьми лет назад и нашел эту историю настолько увлекательной и потрясающей, что сразу сказал: люди захотят увидеть ее на экране!» Однако путь от книги до фильма оказался необыкновенно долгим — даже по меркам такого крупного проекта, как этот.
Мартин Мошкович, глава отдела кино и телевидения компании Constantin Film AG, президент Constantin Film Produktion и продюсер фильма говорит: «У компании Constantin Film есть давняя традиция: она выпускает очень успешные экранизации бестселлеров. Это фильмы «Имя розы», «Дом духов» (The House of the Spirits) и «Парфюмер — история одного убийцы». Проект «Иоанна — женщина на папском престоле» был в стадии разработки в портфеле компании UFA, предполагалось, что фильм будет ставить режиссер Фолькер Шлёндорф. Мы изучили проект, и хотя права на экранизацию принадлежали другой компании, в 2005 г. мы присоединились к проекту, когда срок истечения прав был уже угрожающе близок».
Чтобы быть уверенным в том, что с конечным результатом — фильмом об Иоанне — будет согласен автор романа Донна Вулфолк Кросс, Мошкович сразу позвонил ей и отправился к ней в США. «Я постоянно находился в контакте с Донной Кросс, — говорит Мошкович. — Она с самого начала принимала участие в написании сценария — на тот момент, вместе с Фолькером Шлёндорфом и Германом Вигелем». Мошкович отзывается об авторе романа, как об «очень умной женщине, которая точно знает, чего она хочет, а также знает об этом материале больше, чем кто бы то ни было».
«Факт ее непосредственного участия в проекте, — говорит Оливер Бербен, — не обусловлен условиями контракта, совсем нет; просто она такой человек — она оказывала проекту всестороннюю поддержку с самого начала и до самого конца».
«Автору трудно просто “отдать свое дитя в чужие руки” и увидеть рассказанную им историю, изложенную средствами совсем другого вида искусства, однако Донна Кросс очень профессионально подошла к ситуации — говорит Мошкович. Он так описывает позицию писательницы: «Если я нужна вам — пожалуйста, всегда рада, но если вы хотите сделать это самостоятельно — я тоже буду очень довольна».
Взаимоотношения компании Constantin Film и режиссера Зёнке Вортмана имеют долгую и продуктивную историю, что доказал успех таких фильмов, как THE TURBULENT MAN, «Кампус» и «Классная женщина» (THE SUPERWIFE). «Зёнке обладает каким-то невероятным чутьем, — говорит Мошкович. — Он и мы — это пример самого успешного сотрудничества в истории немецкого кинематографа. И неважно, что за материал он берет: он знает, как подойти к любому материалу, это у него на инстинктивном уровне».
У компании Constantin Film заключен долгосрочный контракт с Зёнке Вортманом и его продюсерской компанией Little Shark.
После того, как пути компании Constantin Film и Фолькера Шлёндорфа разошлись, Зёнке Вортман и его соавтор Генрих Хаддинг принялись за разработку сценария. Им сразу было понятно, что не нужно ограничиваться только годами пребывания Иоанны в Риме и времени, проведенном ею на папском престоле, следует также остановиться на ее детстве и юности. «Они отложили в сторону предыдущие версии сценария, обратились к книге и стали тщательно исследовать характер героини», — говорит Мошкович.
Как говорит Оливер Бербен, им крупно повезло, что «Донна Кросс пишет в очень кинематографической манере», и многие фрагменты книги выглядят как наброски сценария, которые практически не требуют никакой переделки.
Однако Вортман и Хаддинг для работы над сценарием использовали не только роман. «Я тщательно изучал эту далекую от нас эпоху, несмотря на то, что источников очень мало, — говорит Зёнке Вортман. — Есть некоторые периоды в истории раннего средневековья, которые покрыты тьмой, но меня привлекала, естественно, невероятная история Иоанны».
Актеры: три Иоанны и множество знаменитых имен
Самый главный вопрос, который беспокоил всех участников проекта с самого начала: кто будет играть роль Иоанны? Это героиня с сильным и противоречивым характером, это женщина, которая, подчиняясь железной дисциплине и обладая сильной волей, много лет живет в обличье мужчины и тем не менее склоняется перед силой любви к Джеральду; женщина, чьей высшей целью является близость к Господу, и которая, тем не менее, имеет и мирские задачи. Чтобы сыграть такую героиню, требуется актриса, которая сможет правдиво сыграть сильные эмоции, передать тонкие нюансы характера и одновременно вынести все сложности такого фильма.
Обсуждалось множество имен, включая имена звезд международного масштаба, но неожиданно в фавориты вышла Иоанна Вокалек. Известная театральная актриса доказала, и не только ролью в хите Тиля Швайгера «Босиком по мостовой», вышедшего в 2005 г., что она может очаровать и очень широкую зрительскую аудиторию.
Оливер Бербен говорит, что она — великая актриса, достойная поклонения; Мартин Мошкович не менее восторженно заявляет, что она является «поразительно замечательной актрисой, обладающей невероятной харизмой». «Мы работали с ней над фильмом «Комплекс Баадера-Майнхофа» (The Baader Meinhof Complex) и уже тогда знали взрывную силу ее актерского мастерства, — продолжает Мошкович. — Когда мы с ней впервые разговаривали о фильме «Иоанна — женщина на папском престоле», она уже знала, что хочет сниматься в нем. Она с самого начала с большим энтузиазмом отнеслась к своему участию в проекте».
К такому решению — взять на главную роль в международном проекте, который будут снимать в основном в Германии, немецкую актрису — с восторгом отнеслись зарубежные партнеры, и дело было решено: Иоанна Вокалек — Иоанна, женщина на папском престоле.
Зёнке Вортману, еще задолго до того, как раздался первый удар хлопушки, было ясно, что Вокалек — это очень хороший выбор: «Она очень яркая, страстная актриса; мы долго и серьезно разговаривали с ней во время нашей предварительной беседы. А работать с ней во время съемок — это одно сплошное удовольствие. Мне, как режиссеру, было очень приятно стоять, расслабленно облокотившись о стеночку, и наблюдать за тем, что она делает».
Иоанна стала, если можно так выразиться, самым большим фрагментом паззла, однако впереди оставался еще долгий путь – в фильме более 70 действующих лиц. Путь этот начался с дальнейшего кастинга на главную роль. Поскольку было решено показать Иоанну в разном возрасте, очевидно было, что эту роль будут играть две маленькие девочки, которые не только должны быть хорошими актрисами, но еще и обладать такой внешностью, чтобы зрители поверили, что перед ними один и тот же человек.
«Если высоко поднять планку и получается ее держать, это приносит настоящее удовольствие», — говорит Вортман, и результаты этой работы подтверждают его слова. Тайгерлили Хатчинсон, юная английская актриса, играет Иоанну в возрасте 5 лет, а немецкая актриса Лотта Флак, которая уже появлялась перед камерой, снявшись в нескольких телефильмах и в телесериале Die Pfefferkörner, сыграла роль Иоанны в возрасте 10 лет. «Собрать трех таких прекрасных Иоанн вместе — это большой успех», — говорит Оливер Бербен.
Продолжался международный кастинг актеров на остальные роли, и здесь тоже благодаря большому опыту работы в Германии и США Вортман оказался в выгодном положении. «Каждый режиссер имеет свои слабые и сильные стороны, но я считаю, что лично мне очень удается кастинг: я выбираю таких актеров, которые не страдают звездной болезнью, серьезно относятся к своей работе, а также умеют и любят играть в команде».
Можно добавить также следующее: эти актеры — лучшие в своем роде, и это доказывает список исполнителей. Взять хотя бы австралийца Дэвида Уэнема в роли графа Джеральда, известность которому принесла роль Фарамира в фильма Питера Джексона «Властелин колец»; затем последовали роли в фильмах «Ван Хельсинг», «300 спартанцев» и в фильме База Лурманна «Австралия» и в фильме Майкла Манна «Джонни Д.», в котором его герой занимает сторону героя Джонни Деппа.
Мало того — Уэнем был выбран Донной Кросс на роль Джеральда, и, как говорит Мошкович, «с ней трудно не согласиться по этому поводу». А Вортман со смехом добавляет: «Одно только расстройство: он с первого раза все делает, как надо! Мне, как режиссеру, гораздо приятнее, когда актер начинает с 50%, а затем с моей помощью доходит до 100%». Однако на Вортмана произвел впечатление не только профессионализм Уэнема, но также его типично австралийская невозмутимость: «Австралийцы имеют обыкновение выглядеть всегда абсолютно спокойными», — говорит Вортман.
Иэн Глен получил роль отца Иоанны, строгого безапелляционного деревенского священника. Глен, очень известный в Англии и уважаемый театральный актер, международную известность приобрел, снявшись в таких фильмах, как «Лара Крофт - расхитительница гробниц» (2001), «Обитель зла: Апокалипсис» (2004) и «Царство небесное» (2005). Зёнке Вортман предварительно посмотрел спектакли с участием Глена, и талант актера произвел на него очень сильное впечатление. «Иэн Глен играет роль очень неприятного, даже отталкивающего человека, — говорит Оливер Бербен, — и играет ее блестяще. Во время съемок мы все его просто боялись».
Роль папы Сергия играл Джон Гудмэн, который, конечно, знаком всем, и не в последнюю очередь по роли в ситкоме Roseanne и в нескольких фильмах братьев Коэнов, но Вортман с ним лично не был знаком: «Мы не знали, что именно представляет собой Гудмэн, — говорит он. — Мы говорили между собой, что, если нам не повезет, мы получим американца, который скажет, что тут вообще нечего играть и он все сделает одной левой. Но все вышло совсем не так: он оказался очень милым человеком и прекрасным актером».
Список известных актеров завершают не менее известные Йордис Трибель (мать Иоанны), швейцарец Анатоль Траубман (соперник Иоанны Анастасий) и британский ветеран театра и телевидения Эдвард Петербридж (учитель Эскулапий).
Запачкайте это как следует! — Как средневековье оживало во время съемок
С таким интернациональным актерским составом с самого начала было ясно, что фильм нужно снимать на английском языке. Но Вортман еще до начала съемок подчеркивал, что трудности должны быть минимальными: «Раньше я всегда говорил, что предпочитаю снимать фильмы на немецком, потому что тогда я могу обсуждать с актерами каждую строку во всех нюансах, однако теперь я обнаружил, что артисты очень хорошо понимают, чего я от них хочу, и по-английски тоже».
Съемочный период продолжался в течение 60 дней; съемки проходили в Саксонии-Анхальт (земля в Центральной Германии — прим.пер.), сцены в Айфеле и большая часть римских сцен снимались в Уарзазате, Марокко.
Тот факт, что снимается исторический фильм, был особенно заметен по работе отделов, в ведении которых находятся костюмы и дизайн фильма. Все конструкции, созданные художником-постановщиком Берндом Лепелем и его командой, были построены на основании тщательно проведенных исторических исследований. Нужно было как можно более достоверно создать и небольшую деревушку, где прошло детство Иоанны, и монастыри, и маленькие городки — так, чтобы зрители сразу почувствовали, что они перенеслись в середину IX века. А как говорит Зёнке Вортман, там было довольно грязно.
Средневековые костюмы, созданные под руководством Эстер Вальц в Румынии, были искусственно состарены, прежде чем использовать их в фильме. «Это было непростым делом: как следует выпачкать и практически привести их в негодность. Но я все время повторял: еще грязней, еще! — Средние века были очень грязными, и не надо бояться показать их такими». Однако Вортман признает, что даже аутентичная грязь должна демонстрироваться только до известных пределов. Например, у актеров не было зубных протезов, изображающих «гнилые зубы», что было типично для того времени: «Надо отдать должное среде обитания, но не слишком этим увлекаться. Зрители должны полюбить наших героев, а плохие зубы могут им в этом помешать».
Но объем работы был огромным и без искусственных гнилых зубов. Вортман говорит, что костюмеры и гримеры иногда должны были вставать в 2 часа ночи, чтобы подготовить к дневным съемкам 500 человек массовки.
Многие сцены на натуре, действие которых происходит в средневековом Риме, решено было снимать в Северной Африке, после того, как все другие возможные места съемок были относительно быстро отвергнуты. «Очень недолго мы думали о том, что, возможно, будем снимать прямо в Риме, — говорит Мошкович. — Также как вариант мы рассматривали Болгарию, потому что там уже построена большая декорация, изображающая древний Рим. Но когда мы снимали несколько сцен для фильма «Комплекс Баадера-Майнхофа» (The Baader Meinhof Complex) в Марокко, мы там обнаружили несколько таких мест, которые вполне можно использовать, чтобы снимать сцены из римской жизни».
Во многих крупных проектах есть сцены, которые снимались в Уарзазате, например, в «Гладиаторе» Ридли Скотта, в фильме «Царство небесное», в фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». «Там совершенно замечательные условия для съемок, — говорит Оливер Бербен. — Этот город окружен таким ландшафтом, которого просто нет в Германии. А для тех, кто хочет, как мы, показать Рим 840 г., это совершенно идеальный пейзаж: не Рим времени правления Цезаря, но Рим времен упадка».
Для остальных съемок главным было единственное правило: все, что можно снимать в Германии, нужно снимать в Германии. Монастырская церковь святого Кириака в Гернроде была использована для съемок бенедиктинского монастыря в Фульде, куда была принята Иоанна, переодетая в мужское платье. Еще одним важным пунктом съемок стал замок Кверфурт, к западу от Галле, тоже в земле Саксония-Анхальт, а также лес Шмидтхаймер в Айфеле, где была построена деревня, в которой прошло детство Иоанны.
«Общая тенденция была такая: держаться подальше от Восточной Европы, — говорит Оливер Бербен. — Главная причина — это DFFF (Deutscher Filmförderfonds), а также тот факт, что очень многие страны прилагают большие усилия, чтобы снимать там».
Мошкович и Вортман также подчеркивают роль DFFF в решении о месте выбора натурных съемок. Вортман считает, что съемки в Германии имеют далеко идущий приятный побочный эффект: «Я был искренне рад возможности снова открыть для себя — или даже впервые узнать — новые факты из немецкой истории; я даже не мог себе вообразить, какое огромное количество замков в одной только земле Саксония-Анхальт».
После того, как был снят последний кадр
Последний раз удар хлопушки на съемках фильма «Иоанна — женщина на папском престоле» раздался 30 ноября 2008 г. Это возвещало начало периода пост-продакшн, который часто бывает самым долгим периодом работы над проектом такого масштаба. Но не в случае с этим фильмом: «Напротив, — говорит Оливер Бербен, — период пост-продакшн был на самом деле очень кратким. Зёнке — режиссер из тех, у которых всегда очень четкие идеи о том, как нужно монтировать сцену, а для такого проекта, как наш, это, безусловно, бесценный дар».
Одним из завершающих действий режиссера Вортмана было сведение звука: «Эта стадия работы была для меня очень приятной, — говорит он, — можно использовать звуковой дизайн, чтобы создать нужный тон и таким образом, нанеся последний штрих, сделать фильм безупречным».
Этот процесс включал нанесение финальных штрихов и на саундтрек Марселя Барсотти. Барсотти — один из самых востребованных композиторов, пишущих для кино и телевидения; он уже писал музыку для фильмов Вортмана «Германия. Летняя сказка» (Germany: A Summer’s Fairy Tale) и «Бернское чудо» (The Miracle of Bern). «Никогда нельзя менять членов выигрывающей команды, — говорит Вортман, когда его спрашивают, как ему удалось найти такого удачного композитора для фильма «Иоанна — женщина на папском престоле», и добавляет: «С самого начала для меня было ясно, что это должна быть оркестровая музыка, ничто другое для такого фильма, как этот, не подойдет. Марсель Барсотти сочинил несколько набросков в порядке эксперимента, которые я нашел очень убедительными». Барсотти и Вортман во время подготовки также тщательно изучили музыку того времени, но обнаружили, что репертуар был крайне ограничен — и даже «Грегорианское пение, которое уже существовало тогда, через какое-то время стало более монотонным», — говорит Вортман.
Один очень важный зритель уже заявил о том, что его полностью удовлетворило качество фильма: это автор книги. Зёнке Вортман лично летал в Нью-Йорк, чтобы показать фильм Донне Кросс. И вернулся довольный: «Она сказала, что очень тронута и взволнована, и фильм ей очень понравился». Если писательница дала свое благословение, это очень хороший знак…
Иоанна на папском престоле — Легенда или правда?
Женщина на папском престоле — это захватывающая историческая тайна, это история, подобная истории короля Артура, которая скрывается во мгле веков. Восседала ли действительно женщина на троне св. Петра в IX веке? Невозможно доказать или опровергнуть ее существование более чем тысячелетие спустя. Но мы можем рассмотреть некоторые свидетельства за и против самого факта ее существования.
Папесса Иоанна — Старинная легенда
Многие люди никогда не слышали об Иоанне, бывшей некогда папой, а другие же считают, что эта история — только легенда. Однако факт ее пребывания на папском троне упоминается более чем в 500 исторических хрониках, включая работы известных писателей, таких, как Петрарка, Боккаччо и Платина, знаменитого папского библиотекаря. История Иоанны была включена в Mirabilia Urbis — официальный церковный путеводитель, который использовал каждый паломник, посещавший Рим на протяжении сотен лет. Ее статуя стояла в ряду других Пап в кафедральном соборе Сиены вплоть до 1601 г., когда она была убрана оттуда по приказу Папы Климента VIII.
В 1276 г. по приказу Папы Иоанна XX было проведено тщательное обследование папских архивов (сейчас про эти записи говорят, что они «утрачены за давностью лет»), и в результате этих розысков папа Иоанн XX стал именоваться Иоанном XXI, что послужило официальным признанием того факта, что Иоанна была на папском престоле под именем папы Иоанна VIII Английского.
Так в чем же предмет спора? Ниже приведено несколько доводов как в пользу признания факта существования Иоанны, так и против.
ПРОТИВ: Аргументы тех, которые не хотят признавать правдивость истории Иоанны, всегда начинаются с вопроса о том, когда же именно она могла быть папой. Донна Вулфолк Кросс определяет время пребывания Иоанны на папском престоле — в соответствии с самым распространенным допущением — во временном промежутке между правлением пап Сергия II, Льва IV (характеры этих двух пап были объединены в фильме в образе папы Сергия) и
Бенедикта III.
Есть сведения о том, что папа Лев IV умер в 855 г.; его преемник Бенедикт был провозглашен папой 29 сентября того же года. Итак, вместо двух с половиной лет, в течение которых Иоанна могла бы быть папой, между смертью старого папы и выбором нового есть промежуток только около двух с половиной месяцев. Вряд ли можно сомневаться по поводу этих дат: время вступления Бенедикта в должность подтверждено документом, в котором он даровал некоему монастырю привилегии, и документ этот датирован 7 октября. Император Лотарь умер в день восшествия папы на престол, но к тому времени, как информация достигла Рима, прошло несколько недель, и монетный двор уже успел отчеканить монеты, на которых изображения и Бенедикта, и Лотаря.
ЗА: «Книга Пап» (Liber Pontificalis) печально известна своей неаккуратностью в указании дат вступления в должность и смерти пап в период раннего средневековья; многие из приведенных там дат известны как абсолютно вымышленные.
Там указано, что смерть папы Льва IV наступила 17 июля, однако более старые копии не приводят года. Во времена, предшествовавшие книгопечатанию, копии, написанные на пергаменте, часто подчищались и переписывались заново, и было очень просто исправить год смерти папы Льва с 853 на 855 — как раз в это время укладывалось пребывание на престоле Иоанны — чтобы создалось впечатление, что сразу после правления Льва IV на престол взошел Бенедикт III.
Это рассуждение использует в своем романе Донна Вулфолк Кросс — вслед за многими учеными, имевшими доступ к оригинальным рукописям из «Книги Пап».
ПРОТИВ: Вторым главным аргументом, который приводят оппоненты, является следующий: история о женщине-папе стала распространяться только через несколько веков после самого происшествия.
Впервые имя Иоанна Английского было упомянуто в 1265 г. монахом ордена доминиканцев Мартином фон Троппау (так это имя звучит в немецкой традиции; его называют также Мартином из Опавы — по имени чешского города Опава, название которого по-немецки звучит как Троппау — прим.пер.), который писал, что в девятом веке на папском престоле была женщина, и что она была преемницей Льва IV. Его «Хроника пап и императоров» (Chronicon pontificum et imperatorum) разошлась в количестве 500 копий — это был невероятный по тем временам тираж, что делает эту летопись работой, к которой следует отнестись со всем возможным доверием. Мартин фон Троппау рассказывает, что Иоанна, которая была родом из Майнца или из Англии, родила ребенка во время процессии, шествовавшей в Латеран, умерла во время родов и сразу же была похоронена.
Нет никаких источников того времени — как относящихся к IX веку, так и вплоть до начала XII — которые указывали бы на то, что этой истории не было. Кроме того — самые серьезные источники, в которых рассказывается об Иоанне, — это летописи, написанные францисканскими и бенедиктинскими монахами, чьи ордена относились очень критически к официальной римской церкви. История приобрела широкую популярность во времена реформации, когда папесса Иоанна горячо приветствовалась многими авторами той эпохи, как еще одно свидетельство морального разложения официальной церкви.
ЗА: Все же существует один документ того времени, в котором содержится упоминание об Иоанне на папском троне: это копия Liber Pontificalis. Однако встает вопрос: не является ли это место в рукописи более поздней вставкой? Даже если и так, это не обязательно означает, что упоминание является ложным; последующие летописцы, знакомые с фактом пребывания Иоанны на папском троне, могли захотеть исправить упущение и восполнить пробел. Эта идея и эта рукопись фигурируют в романе Кросс и в фильме.
После упоминая в Liber Pontificalis история Иоанны впервые появляется в 1082 г. в работе монаха Мариануса Скотуса, безраздельно преданного институту папства. Затем, очень скоро она появляется в работах Зигеберта из Жамблу, Отто из Фризинга, Годфри из Витербо, Гервасия Тилберийского — все эти авторы работали в XII веке, задолго до Жана де Мэйи или Мартина фон Троппау.
В чем проблема с этими рукописями? Они не являются оригиналами, и история Иоанны появляется в некоторых из них, но не во всех. Была ли она добавлена в те копии, в которых она есть, или была вымарана из тех, в которых ее нет — этого мы уже не узнаем никогда.
Что же касается Мартина фон Троппау (более известного как Мартин Полонус или Польский), он принадлежал к ордену монахов-доминиканцев, был ярым сторонником института папства и имел репутацию серьезного ученого, тщательно проверявшего и перепроверявшего источники, которыми пользовался. Его труд Chronicon Pontificum et Imperatorum стал фундаментальным трудом, посвященным истории папства, практически официальной историей римских пап. Нет никакого сомнения в том, что Иоанна упоминается в его хрониках, потому что упоминание о ней присутствует во всех копиях.
Запрещенная улица
ЗА: В Средние века папская процессия двигалась самым кратким и прямым путем между дворцом Латеран (который был папской резиденцией вплоть до XIV века) и собором святого Петра. И именно на этой дороге, впоследствии получившей название Via Sacra (Священная улица), а сейчас эта улица носит название ул. Сан Джованни, согласно слухам Иоанна умерла в родах во время папской процессии.
Вскоре после этого папская процессия преднамеренно стала сворачивать с виа Сакра, следуя гораздо более длинным путем, только чтобы обойти стороной ту точку, где имел место «отвратительный случай».
Так продолжалось до 1486 г., когда Адам Бурчард, епископ страсбургский и распорядитель церемонии инаугурации папы Иннокентия VIII, отдал приказ опять следовать прямым путем. Однако в конце церемонии папа подвергся резкому осуждению со стороны архиепископа флорентийского, епископа массанского и апостольского субдиакона за то, что процессия вынуждена была пройти через то место, «где у Иоанна Английского родился ребенок».
ПРОТИВ: Путь в обход виа Сакра пролегал не из-за папессы Иоанны, а просто потому, что эта улица стала чересчур узкой для того, чтобы по ней безопасно могла следовать папская процессия. Это вполне правдоподобное объяснение, поскольку средневековый Рим был в состоянии полнейшей разрухи и там повсюду валялись колонны, статуи и разные обломки, которые часто перегораживали дорогу.
Однако этот аргумент не объясняет, почему столь резкому осуждению подвергли папу высокие официальные лица, а также и тот факт, почему процессия 1486 г., следуя по виа Сакра, не встретила на своем пути никаких значительных препятствий.
Тест на стуле
ПРОТИВ: В средние века в течение более чем четырех столетий два стула с отверстиями в сиденьях играли центральную роль в церемонии инаугурации нового папы. Во время церемонии папа, сидя на первом стуле, получал посох и ключи от дворца Латеран, затем все это он должен был положить на второй стул. Эти стулья существуют до сих пор — один в Ватикане, другой в Лувре — и примечательные отверстия в сиденьях этих стульев заставляют предположить, что они использовались для того, чтобы проверить, является ли новый папа полноценным мужчиной — с тем, чтобы казус, подобный тому, который случился с Иоанной, никогда впредь не мог повториться, и ни евнух, ни женщина не смогли бы взойти на папский престол.
Два эти стула упоминались в описании восхождения на трон Пасхалия II в 1099 г. И только в 1522 г. Адриан VI отменил эту часть ритуала, но священники задолго до того отказывались интерпретировать эту процедуру как анатомический тест. Но легенда гласит, что это был именно тест на обладание нового папы всеми признаками принадлежности к мужскому полу, и что традиция держалась много дольше правления Адриана; об этом очень много говорится у протестантских авторов, чьи мотивы, конечно, весьма сомнительны.
ЗА: На самом деле речь должна идти о трех стульях, только один из которых является sella stercoraria — «навозным креслом», названным так потому, что он напоминает туалет.
Это стул, на который, по слухам, должен был сесть каждый вновь избранный папа — после Иоанны — для осмотра его гениталий, и тем самым доказать, что он является мужчиной. После осмотра, который всегда проводил дьякон, он торжественно возвещал собравшейся публике: Mas nobis dominus est! — Мужчиной является наш владыка! — И только тогда новому папе вручались ключи от собора св. Петра.
Есть несколько свидетельств очевидцев папской коронации, включая и процедуру теста на стуле, самыми примечательными из них являются заметки Адама Ускского (1404), Бернарда из Корео (1492) и других, каждый из которых описывает эту процедуру как «проверку мужского достоинства папы». Кроме того, эта процедура упоминалась в огромном числе ходивших в народе в то время шуток и песенок.
Довольно странный обычай, если на папский трон никогда прежде не всходила женщина.
Религиозная легенда? Протестантская пропаганда? Происки тайной организации католиков? С уверенностью нельзя сказать, является ли история Иоанны реальным фактом, и вполне возможно, что мы никогда не узнаем правды.
Однако даже если мы воспринимаем историю Иоанны как легенду, будет весьма полезным сравнить ее с историей короля Артура. Люди во всем мире верят в существование короля Артура — в его круглый стол, в меч, извлеченный им из камня, в Ланселота и Гвиневру. И хотя история Артура впервые появилась 600 лет спустя в историческом сочинении Гальфрида Монмутского, который утверждал, что «об Артуре он прочел в одной из древних книг, написанных на английском языке, которая рассказывает на старинный манер о деяниях всех королей Британии». Однако никто и никогда не видел той книги, о которой пишет Гальфрид Монмутский. Современные ученые согласны с Уильямом Ньюборгским, который написал еще в 1190 г.: «Совершенно ясно, что все, о чем написал Монмут, выдумано с начала и до конца — либо из-за неумеренной любви ко лжи, либо для того, чтобы сделать приятное бриттам».
Ну и что, если история Иоанны базируется на таком же непрочном основании? Почему история короля Артура так хорошо известна всем, тогда как история Иоанны утеряна и забыта? Верите ли вы в то, что это не более чем легенда, или в то, что это чистая правда — в любом случае здесь есть вопросы для обсуждения.
Возможный ответ кроется в словах философа Фрэнсиса Бэкона, жившего в XVII веке: «Люди верят в то, что они предпочитают считать правдой».
Актеры
Иоанна Вокалек (Иоанна)
Иоанна Вокалек родилась в 1975 г. во Фрайбурге-в-Брайсгау; после окончания школы отправилась в Вену, где поступила в Max-Reinhard-Seminar (Школа драматического искусства при Университете музыки и искусства сцены — Universität für Musik und darstellende Kunst Wien — прим.пер.). Первые роли в кино, среди которых роль в фильме «Эйми и Ягуар» (AIMEE & JAGUAR) (1998), а также роль в мини-сериале Джо Байера Der Laden (1998), она сыграла еще во время учебы. После окончания обучения Вокалек в течение трех лет была членом труппы театра Bonn Schauspiel. В 1999 г. за исполнение главной роли в спектакле режиссера Валентина Джекера по пьесе Герхардта Гауптмана «Роза Бернд» она была удостоена премии Alfred Kerr Prize. Затем она перешла в театр Vienna Burgtheater, где прекрасно сыграла главные роли в спектакле по пьесе Клейста Das Käthchen von Heilbronn и в спектакле по пьесе Лессинга Emilia Galotti.
В 2003 г. за исполнение роли Лене в сентиментальном фильме Ганса Стейнбихлера HIERANKL она была награждена премиями Bavarian Film Award, Förderpreis Deutscher Film Award и золотой премией Adolf Grimme Award. Также в 2003 г. Райнер Кауфманн пригласил ее на одну из главных ролей в трехсерийном мини-сериале ZDF Die Kirschenkönigin, а ее триумф как киноактрисы состоялся в 2005 г.: это была роль в хите Тиля Швайгера «Босиком по мостовой» (BAREFOOT). Затем она сыграла несколько ролей в кино и на телевидении, среди которых роль в драме Филипа Штёльцля «Северный склон» (NORTH FACE). В 2008 г. она была награждена премией Bambi в номинации Лучшая немецкая актриса (награда жюри) за роль Гудрун Энсслин в фильме Ули Эделя «Комплекс Баадера-Майнхофа» (THE BAADER MEINHOF COMPLEX), а также премией Diva Award «за выдающееся достижение года» в категории Актриса года.
Иоанна Вокалек является постоянным членом труппы театра Vienna Burgtheater. Ее следующей ролью станет роль в фильме Ларса Крауме DIE KOMMENDEN TAGE с Даниэлем Брюлем и Аугустом Дилем.
Дэвид Уэнем (Джеральд)
Еще до того, как сняться в фильме База Лурманна «Мулен Руж» с Николь Кидман и у Питера Джексона во «Властелине колец», Дэвид Уэнем был награжден многими премиями в своей родной Австралии. Благодаря роли Фарамира Уэнем приобрел статус звезды международного уровня и как член актерского ансамбля получил множество наград, среди которых премия Гильдии киноактеров. Он сыграл вместе с Хью Джекменом в фильме «Ван Хельсинг», а затем одну из главных ролей в кассовом хите Зака Снайдера «300 спартанцев». Потом снялся в романтической комедии «Супружество» (MARRIED LIFE) с Пирсом Броснаном и Патрицией Кларксон, а потом вернулся к корням: сыграл вместе с Николь Кидман и Хью Джекманом в фильме «Австралия». Недавно он появился на экране вместе с Джонни Деппом и Кристианом Бейлом в фильме Майкла Манна «Джонни Д.».
Джон Гудмэн (Папа Сергий)
Джон Гудмэн хорошо помнит тот день в 1975 г., когда он покинул свой родной Сент-Луис и отправился в Нью-Йорк, имея только степень магистра изящных искусств, полученную в Юго-западном Государственном университете Миссури (Southwest Missouri State University), тысячу долларов, полученных им в долг от брата, а еще мечту стать профессиональным актером.
Он не хотел в будущем оглядываться назад и говорить: «Хотел бы я знать, почему же я не сделал …» Он делал. Начинал с нуля, работал на всяких странных работах и постоянно старался себя занять. И с тех пор он всегда очень занят.
Последний по времени проект с участием Гудмэна – это байопик HBO YOU DON’T KNOW JACK, рассказывающий о жизни Джека Кеворкяна (р. 1928; знаменитый американский патологоанатом, сторонник и защитник эвтаназии, художник, композитор, музыкант — прим.пер.), в котором Гудмэн вновь встретился с Аль Пачино («Море любви» — SEA OF LOVE) и Сьюзан Сэрандон («Спиди-гонщик» — SPEED RACER). Его грядущие проекты — это анимационный фильм компании Disney «Принцесса и лягушка» (THE PRINCESS AND THE FROG), фильм BUNYAN AND THE BABE, проект компании Constantin Film «Иоанна — женщина на папском престоле» и фильм компании Alabama Moon Entertainment ALABAMA MOON.
Гудмэн удостоен множества наград, среди которых премия Золотой глобус в номинации Лучший актер, семь номинаций на премию Эмми за роль, исполненную им в телепроекте Roseanne. Кроме того, он был номинирован на премию Эмми за роль в проекте TNT KINGFISH: A STORY OF HUEY P. LONG, в экранизации пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”» (CBS) и в фильме братьев Коэнов «Бартон Финк». В 2007 г. Гудмэн во второй раз был награжден премией Эмми в номинации Выдающийся приглашенный исполнитель (Outstanding Guest Actor) в телесериале STUDIO 60 ON THE SUNSET STRIP.
Фильмография актера включает также следующие ленты: IN THE ELECTRIC MIST, «Шопоголик» (CONFESSIONS OF A SHOPAHOLIC), «Спиди-гонщик», «Би муви: Медовый заговор» (BEE MOVIE), GIGANTIC, MARILYN HOTCHKISS’ BALLROOM DANCING AND CHARM SCHOOL, «У моря» (BEYOND THE SEA), «Шоу века» (MASKED AND ANONYMOUS), «Сказочник» (STORYTELLING), «О где же ты, брат?», «Бар “Гадкий койот”» (COYOTE UGLY), «С какой ты планеты?» (WHAT PLANET ARE YOU FROM?), ONE NIGHT AT MC COOL’S, «Воскрешая мертвецов» (BRINGING OUT THE DEAD), FALLEN, «Воришки» (THE BORROWERS), «Братья Блюз 2000» (BLUES BROTHER 2000), «Бешеные деньги» (THE RUNNER), «Флинтстоуны» (THE FLINTSTONES), MOTHER NIGHT, «Боязнь пауков» (ARACHNOPHOBIA), «Навсегда» (ALWAYS), «Журавль в небе» (PIE IN THE SKY), BORN YESTERDAY, «Ночной сеанс (Фестиваль ужасов)» (MATINEE), «Бэйб был только один» (THE BABE), «Король Ральф», «Изюминка» (PUNCHLINE), EVERYBODY’S ALL-AMERICAN, «Море любви», STELLA, «Бегство Эдди Макона» (EDDIE MACON’S RUN), C.H.U.D., «Месть придурков» (REVENGE O
F THE NERDS), «Возлюбленные Марии» (MARIA’S LOVERS), «Сладкие грезы» (SWEET DREAMS), TRUE STORIES, «Большой кайф» (THE BIG EASY), «Воровка» (BURGLAR), «Неправильные парни» (THE WRONG GUYS), «Воспитывая Аризону» (RAISING ARIZONA) и «Большой Лебовски».
Он озвучил огромное количество анимационных фильмов, среди которых «Корпорация монстров», «Похождения императора», TALES OF THE RAT FINK и «Книга джунглей II». Его голосом говорит и главный герой анимационного сериала NBC Father of the Pride.
Гудмэн переехал на юго-запад штата Миссури, собираясь серьезно заняться футболом, однако из-за травмы он вынужден был переменить свои планы, и в качестве профилирующей дисциплины выбрал драму. Он никогда больше не играл в футбол и закончил университет со степенью по специальности Театр. Не так давно он сыграл на Бродвее роль Поццо в спектакле «В ожидании Годо», получив в прессе массу восторженных откликов.
На сцене он также принимал участие в спектаклях для детей, в спектаклях dinner theatre (театр, ставящий мюзиклы и легкие комедии; в стоимость билета входит также стоимость буфета — прим.пер.) и в нескольких вне-бродвейских спектаклях. На сценах региональных театров он играл в таких спектаклях, как «Генрих IV, части I и II», «Антоний и Клеопатра», «Как вам это понравится» и «Рождественская история» (A Christmas Carol). Он участвовал в спектакле The Robber Bridegroom, а также в двух бродвейских шоу: в Loose Ends (1979) и в Big River (1985). В 2001 г. он играл в пьесе «Чайка», поставленной режиссером Майком Николсом и показанной в рамках нью-йоркского шекспировского фестиваля. В 2002 г. Гудмэна можно было видеть на Бродвее в спектакле театра Public Theatre «Карьера Артуро Уи».
У Гудмэна и его семьи дома в Лос-Анджелесе и Новом Орлеане.
Иэн Глен (Деревенский священник)
Глен, признанный театральный актер, закончил Эдинбургскую академию и Университет в Абердине (университет в Шотландии, один из старейших университетов Великобритании; основан в 1495 г. — прим.пер.). Учился актерскому мастерству в Лондоне, в RADA (Royal Academy of Dramatic Art — Королевская академия драматического искусства), где был награжден медалью Bancroft medal. В 1999 г. Глен был номинирован на премию Laurence Olivier Theatre Award (за сезон 1998 г.) в категории Лучший актер за роль в спектакле The Blue Room, в котором играла также Николь Кидман. В 1997 г. он был номинирован на ту же премию — Laurence Olivier Theatre Award — в той же категории Лучший актер в мюзикле за роль, исполненную им в спектакле 1996 г. Martin Guerre. Его можно было увидеть на сцене в спектакле «Макбет» в театре Tron Theatre и в спектакле «Генрих V» Королевской шекспировской компании. Критика с похвалой отзывалась о его ролях в спектаклях Silent Scream и «Гедда Габлер» на сцене лондонского театра Duke Of York's Theatre. Он
был номинирован на премию Olivier Award в категории Лучший актер за роль в спектакле «Тяжелое испытание» (The Crucible) Королевской шекспировской компании.
В 1985 г. его сценический талант с успехом переместился на экран: он сыграл небольшую роль в эпизоде популярного британского сериала Taggart, а затем, сыграв на большом экране роль второго плана в фильме 1987 г. Will You Love Me Tomorrow, Глен в следующем году вернулся на телевидение, чтобы сыграть роль в сериале The Fear. В 1988 г. фильмография Глена пополнилась двумя заметными фильмами: это «Гориллы в тумане» (Gorillas in the Mist) и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Крайне удачным для молодого актера был 1990 г., поскольку именно тогда он привез домой награду Международного берлинского кинофестиваля в номинации Лучший актер, полученную им за роль осужденного киллера, исполненную им в фильме Silent Scream. В том же году Глен получил несколько наград за роль английского исследователя Джона Ханнинга Спика (1827-1864; открыл озеро Виктория в Африке — прим.пер.) в фильме «Лунные горы» (Mountains of the Moon).
Сыграв роль спортивного репортера в фильме Glasgow Kiss, Глен принял участие в замечательном международном проекте «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли, сыграв там одну из главных ролей. Глен снялся также в фильмах Gabriel & Me, «Тьма» (Darkness) и The Soul Keeper, прежде чем сыграть роль антрополога в фильме 2005 г. «Человек человеку» (Man to Man).
Недавно Глен участвовал в эпопее Ридли Скотта «Царство небесное» (Kingdom of Heaven), где сыграл роль Ричарда Львиное сердце, а также в фильмах Mrs. Ratcliffe’s Revolution, «Последний легион», Small Engine Repair, «Красивые существа» (Beautiful Creatures), «Молодые американцы» (The Young Americans) и в проектах компании Constantin Film «Обитель зла: Апокалипсис» и «Обитель зла 3» (Resident Evil: Extinction).
Анатоль Таубман (Анастасий)
Отец Анатоля Таубмана родом из Восточной Пруссии, мать родилась в Австрии, а что касается бабушек и дедушек, то среди них есть выходцы из России, Словакии и Польши. Возможно, благодаря этому Таубман является настоящим космополитом в работе. Он свободно говорит на четырех языках — на английском, французском, немецком и итальянском. Таубман снялся более чем в 50 фильмах и телепроектах. В течение многих лет он с большим успехом работал в Англии, Франции, Германии, Швейцарии и США. Живет в Берлине.
Широкую известность принесли Анатолю Таубману англоязычные роли, исполненные им в следующих телепроектах: Band of Brothers (HBO), Servants (BBC), POW (ITV), Foyle’s War (ITV), Spooks VI (BBC), Waking The Dead — эпизод Pièta I и II (BBC), The Tudors II (Showtime), а как замечательный характерный актер он раскрыл себя в таких фильмах, как Mein Name ist Bach (номинация на премию Swiss Film Award), «Страсти по Лютеру» (Luther), Marmorera, «Фэй Грим», Sniper’s Valley, Secret Défense, а также в вышедшем совсем недавно Taken/96hours. Он также сыграл роль негодяя Элвиса в фильме о Джеймсе Бонде «Квант милосердия» (Quantum of Solace).
В этом году Анатоля Таубмана можно будет увидеть сразу в трех международных проектах: в роли вероломного епископа Анастасия в фильме компании Constantin Films «Иоанна — женщина на папском престоле», в основе сценария которого лежит международный бестселлер Донны В. Кросс; в роли Боя Кейпела, которого Коко Шанель называла своей большой любовью, в фильме Eurowides Prod Chanel & Stravinsky, премьера которого состоялась ранее в этом году на Каннском кинофестивале; в роли служащего отеля Дэниела Вентрони в фильме Детлева Бака Same Same but Different.
Сейчас Анатоль Таубман снимается в мини-сериале The Pillars of the Earth, поставленном по мотивам романа Кена Фоллетта (в русском переводе — «Столпы земли» — прим.пер.), где актер играет роль Ремиджиуса. В проекте также заняты Дональд Сазереленд, Руфус Сьюэлл, Иэн МакШейн, Маттью МакФейдиен, Хейли Этуэлл и Эдди Редмейн. Режиссер — Серджо Мимика-Геззан, исполнительные продюсеры — Ридли Скотт, Тони Скотт, Рола Бауэр, Дэвид Закер и другие. Проект производства компаний Tandem Communications («Кольцо Нибелунгов», «Охотники за сокровищами» — Lost City Raiders), номинированной на премии Эмми и Золотой глобус, и Muse Entertainment в содружестве с компанией Scott Free Films, удостоенной премий Оскар, Эмми и Золотой глобус.
Анатоль Таубман удостоен следующих наград и номинаций:
2004 г.: номинация на премию Swiss-Filmprize в категории Лучший актер в роли второго плана за роль в фильме Mein Name ist Bach;
2007 г.: швейцарская премия Glanz&Gloria-Award в номинации Успех года (Success of the Year);
2008 г.: премия Prix Walo в номинации Лучший актер Швейцарии в 2007 г. (старейшая и самая престижная швейцарская премия в шоу-бизнесе)
Эдвард Петербридж (Эскулапий)
Британский актер театра и кино Эдвард Петербридж родился в Брэдфорде, Йоркшир, в районе, носящем название Маленькая Германия, там же учился актерскому мастерству в театральной школе, буквально рядом с тем домом, где Фредерик Делиус работал у своего отца в магазине, торгующем шерстью (Фредерик Делиус — 1862-1934 — знаменитый английский композитор, выходец из Германии — прим.пер.). Петербридж знаком международной аудитории по роли Ньюмана Ноггса в мини-сериале The Life and Adventures of Nicholas Nickelby (1982), удостоенного премии Эмми. Исполнение им той же роли на лондонской сцене и на Бродвее принесло ему премию лондонских критиков и номинацию на премию Тони.
В 1986 г. он вместе с Глендой Джексон сыграл в телевизионной версии спектакля по пьесе Юджина O'Нила «Странная интерлюдия», который с большим успехом шел в Вест-Енде и на Бродвее и был удостоен нескольких премий; затем этот телепроект вышел и на DVD. Кроме того, он снялся в роли лорда Питера Уимси в телесериале BBC The Dorothy L Sayers Mysteries.
Он является постоянным членом труппы The National Theatre с 1964 г. , а с 1977 г. членом Королевской шекспировской компании. Недавно он снялся в телесериале BBC «Чисто английские убийства» (Midsomer Murders), а этим летом сыграл в лондонском Queen Elizabeth Hall и на радио BBC роль в «Затерянном в звездах» (Lost in The Stars) Курта Вайля.
Создатели фильма
Зёнке Вортман (Режиссер, автор сценария)
Зёнке Вортман родился в 1959 г. в Марле; он является одним из самых известных и успешных немецких кинорежиссеров. Два его последних фильма — «Бернское чудо» (The Miracle of Bern и «Германия. Летняя сказка» (Germany: A Summer’s Fairy Tale) — стали событиями в мире кино; их посмотрели более 4 миллионов человек, и о них говорила вся страна. Вортман закончил мюнхенскую Высшую школу кино и телевидения (Münchner Hochschule für Fernsehen und Film) и лондонский Королевский колледж искусств (Royal College of Art); молодой режиссер сразу приобрел известность, сняв свои первые фильмы ALONE AMONG WOMEN (1991) и LITTLE SHARKS (1992); затем его ждал триумф: он снял комедию отношений «Самый желанный мужчина» — THE TURBULENT MAN (по-немецки фильм называется Der Bewegte Mann — прим.пер.), в которой снимались Тиль Швайгер, Йоахим Кроль и Катя Риман; в 1996 г. посмотреть этот фильм в кинотеатры пришло более 6 миллионов человек.
За свой дебютный фильм ALONE AMONG WOMEN режиссер был в 1991 г. награжден премией Förderpreis Deutscher Film; впоследствии он получил очень много наград, среди которых премия German Film Award, которой он был награжден за фильмы LITTLE SHARKS и «Самый желанный мужчина» (THE TURBULENT MAN), премия Bavarian Film Award за CAMPUS (1997) и «Бернское чудо», и премия Adolf Grimme Award за фильм «Германия. Летняя сказка».
Вортман также много работает как продюсер кино- и телефильмов: у него собственная продюсерская компания Little Shark Entertainment; его фильмография как продюсера включает ленту Кристиана Цуберта LAMMBOCK (2001), телевизионную драму Изабель Клефельд Arnies Welt (2005) и фильм Вольфганга Грооса HANGTIME – KEIN LEICHTES SPIEL, который вышел на экраны кинотеатров в октябре 2009 г.
Генрих Хаддинг (Автор сценария)
Генрих Хаддинг родился в Касселе в 1972 г.; закончив школу, отправился в США изучать искусство кинематографа. В 1997 г. с отличием закончил Ithaca College. Его дипломный фильм BREAKING DAWN демонстрировался на нескольких кинофестивалях. Он работает в продюсерской компании Зёнке Вортмана Little Shark Entertainment с 2000 г., выполняя там много разных обязанностей. Он участвовал в создании фильмов Вортмана «Знак Голливуда» (THE HOLLYWOOD SIGN) (2001), «Бернское чудо» (2003) и «Германия. Летняя сказка» (2006). Хаддинг написал сценарий для многих телесериалов, среди которых Freunde für immer – Das Leben ist rund (2006); кроме того, он также поставил как режиссер три эпизода этого сериала. В октябре 2009 г. на экраны вышел фильм HANGTIME – KEIN LEICHTES SPIEL, сценарий которого был написан Хаддингом и Кристианом Цубертом, режиссер фильма — Вольфганг Гроос. Кроме того, что Хаддинг является автором сценария фильма «Иоанна — женщина на папском престоле», он еще был режиссером второй съемочной группы фильма.
Том Фарманн (Главный оператор)
Том Фарманн родился в Дюсбурге в 1956 г. Закончив школу в Ксантене, он начал изучать искусство и католическую теологию в университете Мунстера, а затем в 1982 г. продолжил обучение в мюнхенской Высшей школе кино и телевидения (Münchner Hochschule für Fernsehen und Film).
Прежде он уже снимал фильмы Зёнке Вортмана: это фильм 1996 г. «Классная женщина» (THE SUPERWIFE) (по-немецки фильм называется Das Superweib — прим.пер.), CAMPUS (1998), ST. PAULI NACHT (1999) и «Бернское чудо» (2003). Он также был оператором многих других фильмов и телепроектов, среди которых SCHWARZ UND OHNE ZUCKER (1985), фильмы Уве Янсона HERZ IN DER HAND (1991) и Business With Friends (1992), фильмы Нико Хоффмана DER LETZTE KOSMONAUT (1994), Der Sandmann (1995) и Es geschah am hellichten Tag (1997) с Йоахимом Кролем и Барбарой Рудник, EXIT TO HEAVEN (2000), Wambo Джо Байера (2001), фильмы Изабель Клефельд Das Gespenst von Canterville (2005), для которого он также вместе с ней написал сценарий, и Mord auf Rezept (2006), а совсем недавно он снимал фильм Фолькера Шлёндорфа «Ульжан» (ULZHAN – DAS VERGESSENE LICHT) (2007).
В 2008 г. Фарманн был награжден премией German Camera Prize за работу над фильмом «Ульжан». Кроме того, в 1997 г. он был награжден премией Bavarian Film Award за работу над фильмом CAMPUS, а также номинирован на премию European Film Prize за «Бернское чудо».
Ганс Функ (Режиссер монтажа)
Ганс Функ в течение последнего десятилетия считается одним из самых известных немецких режиссеров монтажа; он монтировал несколько самых замечательных немецких фильмов последних лет: это «Бандитки» (BANDITS — 1997), фильмы Оливера Хиршбигеля «Эксперимент» (THE EXPERIMENT) (2001), «Бункер» (DOWNFALL) ( 2004) [по-немецки фильм называется Der Untergang — прим.пер.], «Вторжение» (THE INVASION) (2007) с Николь Кидман и Дэниелом Крейгом и победивший на кинофестивале Sundance фильм FIVE MINUTES OF HEAVEN (2009), а также картину «Анатомия 2» (ANATOMIE 2) режиссера Стефана Рузовицки, фильмы Марка Ротемунда SOPHIE SCHOLL: THE FINAL DAYS (2005) и «Сексуальная революция» (PORNORAMA) (2007), фильм Кристиана Цуберта HARDCOVER (2008).
Функ регулярно работает для телевидения; он монтировал, в частности, телепроекты Opera Ball (1998), Die Hoffnung stirbt zuletzt (2002), научно-фантастическую драму «Охотники за сокровищами» (Lost City Raiders) (2008) и Das Beste kommt erst (2009) Райнера Кауфманна. Он также работал над международными телепроектами, среди которых проект HBO Iron Jawed Angels (2004) Кати фон Гарнье, в котором снимались Хилари Суонк и Анжелика Хьюстон, получившая за эту роль премию Золотой глобус. Гансу Функу уже доводилось работать с Зёнке Вортманом над фильмом ST. PAULI NACHT в 1999 г. Следующим проектом Функа станет фильм Ули Эделя ZEITEN ÄNDERN SICH, который представляет собой биографию берлинского рэпера Bushido; фильм планируется выпустить на киноэкраны в 2010 г.
Бернд Лепель (Художник-постановщик)
Бернд Лепель родился в Мурнау; после получения степени в области искусства работал в кукольном театре Theater am Faden в Штутгарте, создавая кукол; затем как театральный художник работал в Государственном театре Штутгарта (Stuttgart State Theatre), где встречал, среди прочих, Ганса Вернера Хенце (р.1926, известный немецкий композитор — прим.пер.), а затем работал в Франкфуртском оперном театре.
Начиная с конца 70-х гг. Лепель работает в художественном кино; как дизайнер декораций он работал над фильмом Фолькера Шлёндорфа «Жестяной барабан» (THE TIN DRUM) (1979), удостоенном премии Оскар; также он разрабатывал дизайн декораций для следующих фильмов: DEATHWATCH (1980) Бертрана Тавернье, ANGELS OF IRON (1981) Томаса Браша, CIRCLE OF DECEIT (1981) Шлёндорфа и «Роза Люксембург» Маргарет фон Тротта. Лепель получил награду Венецианского кинофестиваля за дизайн фильма Эндрю Биркина BURNING SECRET (1988), в котором снимались Клаус Мария Брандауэр и Фэй Данауэй.
Как дизайнер декораций Лепель также работал над фильмом Биркина «Цементный сад» (THE CEMENT GARDEN) (1993). Другие международные проекты, в которых принимал участие Лепель, это фильм Патрика Девольфа INNOCENT LIES (1995), «Криминальное время» (CRIMETIME) (1997) Джорджа Слуицера, GET REAL (1999) Саймона Шора, «Зов» (THE CALLING) (2000) Ричарда Сезара, «Медвежий поцелуй» Сергея Бодрова; он принимал участие также и в немецких проектах, среди которых мини-сериал Харка Бома Vera Brühne (2004) и фильм Ули Эделя «Комплекс Баадера-Майнхофа» (THE BAADER MEINHOF COMPLEX), оба были номинированы на премию Оскар.
У Лепеля была специальная договоренность с режиссером Дорис Дёрри: он будет художником-постановщиком ее фильмов «Обнаженные» (NAKED) (2002), EIN SELTSAMES PAAR (2004) и «Рыбак и его жена — почему женщинам всегда недостаточно» (DER FISCHER UND SEINE FRAU) (2005), а потом он вместе с ней вернется на сцену оперного театра. Он был театральным художником и дизайнером костюмов, работая вместе с Дорис над спектаклем «Турандот» в Берлинской государственной опере (2003), над оперой «Риголетто» в Баварской государственной опере в Мюнхене (2005) и над оперой «Мадам Баттерфляй» в мюнхенском театре Gärtnerplatz State Theatre (2005). Затем работал над оперой «Мнимая садовница» (2006) для Зальцбургского фестиваля и над оперой Admeto (2009) для Händel Festival в Гёттингене и Эдинбурге.
Мартин Мошкович (Продюсер)
Мартин Мошкович родился в 1958 г., учился в мюнхенском университете Ludwig Maximilian University, который закончил в 1980 г. Затем как директор картины, лайн-продюсер и продюсер участвовал в создании нескольких проектов. В 1985 г. он занялся продюсированием и стал генеральным директором компании M+P Film, базирующейся в Мюнхене.
Начиная с 1991 г. он работает продюсером в компании Constantin Film Produktion, а с 1996 и до 1999 г. — до продажи компанией части акций — он выполнял обязанности генерального директора компании. С 1999 г. Мартин Мошкович руководит отделом кино и телевидения компании Constantin Film.
Как продюсер, исполнительный продюсер или сопродюсер он участвовал в создании более ста фильмов, среди которых немецкие и международные проекты, ставшие хитами проката.
Среди этих заметных проектов такие, как фильм Михеля «Булли» Гербига «Мокасины Маниту» (MANITOU’S SHOE) (2001), награжденный премиями Bavarian Film Award и German Film Award, оскароносная драма Каролин Линк «Нигде в Африке» (NOWHERE IN AFRICA) (2001) и фильм Дорис Дёрри «Обнаженные» (NAKED) (2002), который тоже был награжден премией German Film Award.
Недавние проекты Мошковича включают фильмы, которые сразу привлекли к себе внимание зрителей: это «Бункер» (2004), «Парфюмер — история одного убийцы», A YEAR AGO IN WINTER (2008), «Комплекс Баадера-Майнхофа» (The Baader Meinhof Complex) (2008), MÄNNERSACHE (2009). Зёнке Вортман и Мошкович работают вместе уже очень много лет: Мошкович был продюсером его фильмов «Самый желанный мужчина» (THE TURBULENT MAN) (1994), «Классная женщина» (THE SUPERWIFE) (1995) и CAMPUS (1998).
Оливер Бербен (Продюсер)
Оливер Бербен родился в Мюнхене в 1971 г.; до того, как прийти в киноиндустрию, учился по специальности электротехника и аэрокосмическая техника в Техническом университете в Берлине. Проработав некоторое время ассистентом режиссера и администратором съемочной группы в рекламном бизнесе , в 1996 г. Оливер Бербен вместе с режиссером Карло Ролой основал компанию MOOVIE, которая в 1999 г. приобрела статус дочерней компании Constantin Film. Начиная с 1 января 2009 г. Оливер Бербен вместе с Мартином Мошковичем и Гансом Беезом занимает пост генерального директора Constantin Film Produktion.
Как продюсер Оливер Бербен принимал участие в создании более чем 70 кино- и телепроектов, среди которых фильмы Карло Ролы SASS – DIE MEISTERDIEBE (2001), Afrika, mon amour (2006) и Krupp – Eine deutsche Familie (2008), «Элементарные частицы» (ATOMISED) (2005), немецкая военная комедия режиссера Гранца Хенмана KEIN BUND FÜRS LEBEN (2006), экранизация романа-бестселлера режиссера Леандера Хаусмана «Почему мужчины никогда не слушают, а женщины не умеют парковаться?» (WHY MEN DON'T LISTEN AND WOMEN CAN'T READ MAPS) (2007) (слово «парковаться» в русском переводе появилось благодаря немецкому названию фильма Warum Männer nicht zuhören und Frauen schlecht einparken — прим.пер.) и MÄNNERSACHE (2008) Марио Барта. В 2009 г. он продюсировал фильм Леандера Хауссмана DINOSAURIER, WERNER – EISKALT и мини-сериал Дорис Дёрри в шести частях Klimawechsel.
Донна Вулфолк Кросс (Автор романа)
Донна Вулфолк Кросс, член общества Phi Beta Kappa (привилегированное общество студентов американских колледжей и университетов, обладающих выдающимися знаниями в науке и в искусстве; основано в 1776 г — прим.пер.), закончила с отличием университет Пенсильвании со степенью по литературе. После окончания университета переехала в Лондон, где работала в небольшом издательстве W.H. Allen and Company на Флит стрит. Вернувшись в США, Кросс некоторое время работала в рекламной компании на Мэдисон авеню, а затем закончила
Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе (UCLA) со степенью магистра в области литературного творчества. Сейчас Кросс живет в штате Нью-Йорк, где в течение 25 лет была преподавателем английского отделения колледжа, обучая студентов писательскому мастерству. Сейчас она занимается только писательским трудом.
Она – автор двух книг о языке: Word Abuse: How the Words We Use Use Us (примерный перевод названия: Бранные слова: Как слова, которые мы используем, используют нас — прим.пер.) и Mediaspeak: How Television Makes Up Your Mind (Речь в средствах массовой информации: Как телевизор влияет на наш интеллект или можно сказать грубее: Как телевизор пудрит нам мозги — прим.пер.). Она является одним из авторов учебника Speaking of Words (Произнося слова), предназначенного для студентов колледжей. Вместе с отцом, Уильямом Вулфолком, она написала книгу Daddy's Little Girl (книга относится к разряду научно-популярных изданий; она имеет подзаголовокThe Unspoken Bargain Between Fathers and Their Daughters — Негласное соглашение между отцами и дочерьми; Daddy's Little Girl — так называется песня, под которую традиционно на свадьбе невеста танцует со своим отцом — прим.пер.). Книга Pope Joan (книга вышла в русском переводе: «Иоанна — женщина на папском престоле», издательство Мир книги, 2007 г. — прим.пер.), ставшая результатом семилетних исследований и трудов – первый роман писательницы. Сейчас она работает над новым романом, действие которого разворачивается во Франции XVII века.
Взято с официального сайта компании West Video