w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
12 Июля 1995
The Sydney Morning Herald

Джеймс Вейтс

ПУЛЬСИРУЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ ТАНЦА СМЕРТИ ЖЕНЕ

Жене неверно характеризуют как писателя, одержимого темой секса мужчины с мужчиной.

Что его действительно интересовало, если рассматривать объекты, которые он затрагивал, так это власть, использование власти и злоупотребление властью и организациями, и индивидуумами.

Весь опыт Жене, приобретенный им в детских домах, в его приемной семье, в школе, в армии, в тюрьме и даже в Парижских салонах, показал ему как власть одного человека над другим или Государства над человеком может выливаться в деградацию или очищение. Он так же узнал, насколько быстро, в течение нескольких минут или одной долгой ночи роли могут полностью изменяться.

Жене был на пике своей литературной формы, когда в 1948 году написал «Отель “Сплендид”» - жесткое и компактное исследование этой темы. Банда гангстеров заперлась на верхнем этаже фешенебельной гостиницы. У них есть заложница – богатая американка, но, полчищам полиции, которые их окружают, неведомо, что она уже мертва – один из бандитов убил ее просто так, чтобы повысить уровень персональной опасности. Один из полицейских решает установить контакт с гангстерами, опять же для этого нет никакой другой причины, кроме как натиска предательского адреналина. Вместе мужчины играют в игру ожидания, у которой может быть только один финал.

Публика является свидетелем танца смерти, в котором каждый из участников поднимается на определенную доминирующую позицию, но обычно падает.

За всем этим гангстерским сленгом, «Отель “Сплендид”» - пьеса идей во французской формальной традиции, восходящей к Расину. Написанная только четыре года спустя после «Нет выхода», сартровского клаустрофобского исследования экзистенциализма, «Отель “Сплендид”», по моему мнению – лучшая пьеса. Она копает глубоко в психологическом смысле, не занимается нравоучениями, в ней есть прирожденная театральность и она часто очень забавна.

Сюжет гангстерского кинофильма, безупречная структура и краткость (всего 90 минут) многие за всем этим могут просто недооценить жестокие резонансы тем, которые она поднимает. Но при пристальном рассмотрении пьеса многогранна, подобно драгоценному камню.

Пьеса никогда не инсценировалось при жизни Жене, и только после его смерти её сценарий стал доступным. Почему Жене держал при себе эту пьесу так и осталось неизвестным, но в программке спектакля Джим Шерман делает предположение, что, вероятно, перспектива государственного прощения за его прошлые преступления заставляла писателя воздерживаться от публикации столь явно подрывной работы.

«Отель “Сплендид”» проникает взглядом в самые темные уголки души, разоблачая романтизацию преступного мира, которую можно встретить в романах. Возможно, Жене не хотел бросать тень на свой собственный, тщательно отполированный образ мученика.

«Отель “Сплендид”» трудная пьеса для постановки, но этот проект очень близок к определению великолепный. Шерман задумал это производство, но по состоянию здоровья вынужден был передать бразды режиссерского правления актеру Богдану Кока. Постановка интеллектуальна, слажена, не имеет ни одного шва и развивается на фоне самых элегантных декораций (Майкл Уилкинсон), какие Театр Белвор Стрит когда-либо видел. Освещение Рори Демпстера снова на высоте.

Исполнители, одетые с лоском, как завсегдатаи вечеринок, похожи на восемь изящно выточенных ледяных фигур. Единственное что им необходимо – достичь более глубокой ауры неизбежного риска, которая сейчас немного недотягивает до нужного уровня.

Ральф Коттерилл и Яцек Коман, старшие актеры играют хорошо, но, кажется, оба больны. Что это? Грипп или это пьеса так действует на людей? С другой стороны, молодые актеры – Дэвид Уэнам, Дэниэль Риней, Колин Муди, Тео Геберт, Джоэл МакИлори, Лей Рассел, работают блестяще как команда, отвечая на каждую деталь, подмеченную Кока.

Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь


 
Используются технологии uCoz