Открытие Белворской Компании Нила Армфилда несомненно исторический случай. Обстоятельства, которые привели к этому событию возвращают нас в ранние 70ые, ренессанс нашего исполнительского искусства, включая знаменитый Нимрод, переехавший позже в Сюррей Хиллз, место, которое теперь стало домом новой компании.
Во многом достижения самого Нила Армфилда, как режиссера, задолжали Нимроду, который предложил в свое время ему, еще молодому человеку большие возможности, эти уроки позже были продолжены в Аделаидской компании Джима Шермана Лайтхауз.
Правда, мы очень долго ожидали создания в Сиднее подобной компании. И Армфилд – самый подходящий человек для этого, а Белвор – самое подходящее место.
Интересно, что для открытия компании Армфилд выбрал восстановление «Бури» своей успешной постановки 1990 года. Решение избегнуть ненужного риска (таким образом обеспечивалась касса и широкая публика) – тоже урок извлеченный из прошлого. Общее настроение указывало на то, что город был способен поддержать эту попытку.
Только три актера вернулись в постановку – Ральф Коттерил (Гонзало), Джиллиан Джонс (Ариель) и Кейт Робинсон (Стефано). Как и раньше они демонстрируют блестящее исполине: Джонс и Робинсон поднимают его даже на более высокую планку.
Хотя общая дизайнерская концепция остается той же самой (декорации Брайена Томсона, костюмы Дженни Тейтс) результат, тем не менее, получился совсем другим.
Просперо Джона Белла был классической, незабываемой интерпретацией, безупречно героическим, понятно сформулированным. Просперо Барри Отто – более идиосинкразическое прочтение, дрожащий, сомневающийся, переусердствующий в своей любви к дочери, страдающий от той глубокой трещины, которая пролегла между ним и его братом-узурпатором Антонио. Нам может не хватать некой властности в этом персонаже и, в конце концов, мы понимаем, что возможно конфронтация с Антонио идет именно отсюда, но мы вознаграждаемся многими свежими деталями. Здесь преобладает человечность.
Одним из главных моментов первоначальной постановки был Каллибан Макса Каллена, трагический придурок у которого разум искалечен больше чем тело, который вносил в пьесу множество новых толкований. Как хорошо, что в актерском составе есть абориген-актер, Кевин Смит, и мы вознаграждены снова, не менее полной, а возможно даже еще более очаровательной перспективой. «Буря», помимо многих других тем, еще и пьеса о колониализме и Новом Мире. Введение в актерский состав на роль единственного законного владельца острова - аборигена переносит действие пьесы, разворачивающейся 400 лет назад на наши берега. Сцена, где цивилизованный Стефано дурачит его (не говоря уж о том, где его спаивают) имеет трагический резонанс.
Есть и другие наиболее удачные аспекты уверенного прочтения Армфильда. Часто утомительная вторая сюжетная линия – заговорщическая попытка Антонио (Дэвид Уэнам) и Себастьяна (Дэвид Робертс) убить Алонсо, пока тот спит, вместо того чтобы быть проскоченной на всех парах играется с дотошными деталями, почти в замедленном действии. Внимание, которое уделяется этой сцене в контексте всей пьесы имеет смысл. Однако оно может зайти слишком далеко: сцена на премьерном показе была так растянута, что концентрация почти разрушилась.
Другой примечательный аспект этой постановки - комическая линия представленная проделками Тринкуло (Яцек Коман) и Стефано. После убийственно жестоких ролей, которые Коман сыграл за последнее время (Джек Кон в «Ангелах в Америке», Клавдий в «Гамлете») он открывает в равной степени великолепные комические навыки. Тринкуло описан Шекспиром как шут, и Коман использует это в качестве реплики. Намек на Роя Рина во внешности добавляет еще одну чисто австралийскую грань. Стефано Робинсона – человек, который разрешает спорные вопросы. Когда же этого актера поднимут на планку выше, чем роли подружек невесты? Но даже он должен уяснить, когда достаточно это достаточно. Ближе к финальным сценам возникло такое ощущение, что Робинсон зашел слишком далеко в своем комизме.
И это приводит нас к влюбленным, Миранде и Фердинанду. Кейт Бланшетт – прекраснейшая молодая женщина, которая так же, способна играть. Её романтический партнер – Джейсон Кларк, недавний выпускник Викторианского Института Искусств. Он делает убедительнейший дебют здесь и пара великолепно работает вместе.
Эта рецензия концентрируется на деталях, но это как раз то, что делает постановка. Несомненно, Армифлд продолжает расти как режиссер, его смелое решение «Бури» показывает, что это так. Но и другие впечатляющие элементы, которые составляют эту постановку должны быть замечены. Она, конечно, достойна того, чтобы её посмотреть несколько раз.
Все, кто интересуется Шекспиром и театром, найдут прекрасную постановку, которая знаменует собой начало нового австралийского театра. С весьма достойной стоимостью билета.
ДЕТАЛИ ПОСТАНОВКИ
МЕСТО: Театр Белвор Стрит, Сюррей Хиллз, Сидней.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР: 26,27,28 мая.
ПРЕМЬЕРА: 30 мая.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ: 2 июня.
РЕЖИССЕР: Нил Армфилд; ДЕКОРАЦИИ: Брайен Томпсон; КОСТЮМЫ: Дженни Тейт; СВЕТ: Марк Шелтон; МУЗЫКА: АЛАН ДЖОН.
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ (в алфавитном порядке): Кейт Бланшетт, Питер Кэррол, Джейсон Кларк, Десмонд Конеллан, Ральф Коттерилл, Джилиан Джонс, Яцек Коман, Барри Отто, Дэвид Робертс, Кейт Робинсон, Кевин Смит и Дэвид Уэнам.
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь