Глянцевая программка характеризует эту трехчасовую киноверсию одноименной книги Тима Уинтона, как блестящий проект и «уникальное событие в кинематографе». Это весьма громкое заявление. В смысле, разве в кино уже не все сказано? И разве фильм может быть не просто фильмом, а «событием»?
Спустя часы после просмотра «Поворота», я начинаю думать, что всё это не преувеличение – это обоснованное, точное описание.
«Поворот » – это сборник из 17 коротких рассказов, основанных на 6 героях. У каждого рассказа разные режиссеры. 21 актер играет эти шесть персонажей, в разных историях и на разных отрезках времени. Актеры, играющие одних и тех же людей даже близко не похожи друг на друга (даже наоборот), но характеры и имена героев остаются неизменными. По идее этот проект можно сравнить с трилогией Кшиштофа Кесьлёвского «Три цвета» или с адаптацией Роберта Альтмана рассказов Раймонда Карверса «Короткие отрезки», герои которых из одной истории кочевали в другие, но «Поворот» превзошёл все эти картины. Это не просто одна большая кинокартина или один большой рассказ. Этот фильм словно изучает идею, что вся наши жизни состоят из множества историй, которые переходят одна в другую, даже если и мы думаем, что наша жизнь это одна-единственная история.
Можно представить в какой кошмар могло вылиться решение задействовать в одном проекте такое количество режиссеров и предоставить им полную свободу творчества. Это, без сомнений, отважное мероприятие происходило под руководством режиссера Роберта Конноли («Три доллара», «Балибо»). Но последовательность событий и тематика, доказывает, что все режиссеры безошибочно точно интерпретировали мысли и дух Уинтона.
Несмотря на роскошную кинематографию и ошеломляющие пейзажи, дух мрачности и опустошенности не покидал и нависал на протяжении всего времени. Несмотря на то, что, почти постоянно, мы видим открытое ветрам австралийское побережье, в характерах героев, так или иначе чувствуется клаустрофобия, им не хватает сил бороться с собой, то ли из-за их слабостей, то ли они мало применяют усилий, но они не могут вырваться и спастись. На этом пустынном побережье, в этой бесплодной малонаселенной местности, в разваливающихся трейлерах обитают люди, и каждый из них привык к окружающему его миру, но иногда их спокойствие нарушается. По этой окружающей обстановке можно понять нравы её обитателей.
«Поворот » смотрится как единое целое, но мы всё равно ощущаем, что каждая из команд, участвующая в производстве, использует
свой , отличный от других способ, чтобы рассказать
свою историю.
Вступительные кадры начинаются с анимации Марики Вэлш и характерного голоса Колина Фрилза, читающего стихотворение Т. С. Элиота «День покаяния». Мрачные, красно-коричневые тона, наводят на мысли о прошлом, которое нельзя вернуть.
Первый эпизод «Большой мир» режиссера Варвика Торнтона, короткая, но довольно насыщенная история, с которой режиссер блестяще справился. Это острый рассказ о двух друзьях, которые, мечтая о лучшей жизни, покидают свой захолустный городок и попадают в приключения. То, что их ожидает в неопределенном будущем, начинается в настоящем. Эта мощная и печальная история затрагивает тему бегства и настаивает на том, что мы не в силах убежать от уготованной нам судьбы.
Далее, идут несколько историй немногословных или вовсе без диалогов. «Аббревиатура» режиссера Джуба Клерка – история о первом поцелуе и потерянной любви, тогда как «Аквифер» Роберта Конноли – угрюмый мистический рассказ, о бегстве от своего прошлого.
Интересный контраст с использованием раздвоенного экрана представлен в «Гнилом товаре» Энтони Лукасом, он также содержит элементы мистики. Это невероятно печальная история о возможностях, которые проверяют на прочность истинную сущность любви, в то время как «Маленькие милости» Риза Грэма рассказ о восстановлении, возвращении, стойкости.
Адаптацию Эшли Пейджа «На коленях» с необыкновенной Сьюзи Портер можно назвать моим личным фаворитом. Эта история в духе Раймонда Карвера о моральной дилемме, о том, как поступать правильно, несмотря на то, что в окружающей вас жизни много ненависти. Эта история походит на маленький шедевр, так замечательно она снята.
Клер МакКартни взялась за «Поворот», это действительно одна из самых выдающихся частей. Она представляет собой жесткий и очень реалистичный взгляд на домашнее насилие, человеческую слабость и неизменную сложность человеческой натуры. История начинается с одного, а заканчивается совсем другим, неожиданно в противовес этим моментам появляется юмор, который начинает согревать душу. Великолепно сыграла Роза Бирн.
«Песок» Стивена Пейджа рассказывает историю без диалога, о детской ревности. Она о том, как маленький человек сталкивается с трудностями и запутывается в ситуации. Также рассказ «Семья» с Шоном Глэдвеном, который нельзя назвать одним из самых сильных, но он буквально поражает своим искуплением.
«Долгий ясный взгляд» один из рассказов про молодого Вика. Он загадочный, маленький парень, кажется не от мира сего. Это причудливое переплетение пригородных картин, и наблюдать за Мэтью Шэнли в роли Вика одно наслаждение и несмотря на некоторую отчужденность персонажа, он несет с экрана настоящее тепло.
«Воссоединение» Симона Стоуна, возможно, один из самых слабых эпизодов, особенно, учитывая то, что он был отдан таким звездам, как Кейт Бланшет, Ричард Роксбург, Робин Невин и сценаристу Эндрю Аптону. Развитие характеров и истории здесь проблема. Намек на некий ранний семейный конфликт дан, но не получает подтверждения, а единственная шутка работает больше, чем нужно. Хорошая идея, но потерянные возможности.
Актер Дэвид Уэнам снимал Хьюго Уивинга в «Комиссии», и результат получился замечательным во всех отношениях. Это медленно развивающаяся драма отца и сына, постепенно обрастающая деталями из прошлого, до тех пор, пока целостная картина происходящего не предстает перед нами. Немногословная и надломленная австралийская мужественность показана безупречно.
«Туман» с Джонатом оф дер Гейдом подпорчен мудреным сюжетом, но передан достаточно увлекательно и некоторые моменты довольно сильны. И снова возникает необходимость вырваться и убежать, а окружающая местность доказывает свою враждебность.
Джастин Курзель («Заснеженный город») принялся за «Девку Бонера МакФарлина». Это одна из комичных частей сборника, хотя юмор тонкий и черный. Бонер МакФарлин – реалистичный миф, о котором у каждого есть своя история забавная или тревожащая.
«Иммунитет» Ярона Лившица представляет собой одну из самых поразительных трактовок среди всех рассказов. Изящная и завораживающая настолько, что если вы до этих пор не захотели приобрести книгу (если вы, так же как и я, ещё не читали её), то после этого рассказа обязательно захотите. Находчивый и очень эффектный.
Заканчивает фильм «Защитник» Яна Мидоуза, сегмент в котором есть какие-то непонятные моменты, но несмотря на эти странности, это спокойная и сильная драматическая история, очень хорошо переданная. Вик Дэна Уилли прошел довольно длинный жизненный путь, возможно поэтому, он особенно близок своим молодыми годами.
Актеры и исполнение везде превосходны. И опытные ветераны и молодежь – у них у всех были моменты, когда они просто поражали, они все очень точно изобразили человеческие характеры и нравы. Почти каждая история содержит такие моменты, которые затрагивают душу.
Много обсуждался тот факт, что трехчасовой фильм, сопровождаемый детальной программкой с описанием генеалогического древа, не будет иметь успех. Я предпочитаю думать, что эта программка, только обогатит и без того насыщенный опыт.
С этой кинокартиной ничего нельзя сравнить. «Поворот», несомненно, выдающийся фильм, он вызывает желание прочесть книгу. И такое желание не часто возникает после трехчасового просмотра. И не так часто мне снова хочется посмотреть трехчасовую ленту. Значит, она, действительно, хороша.
Мировая премьера «Поворота/Превращения» состоится 3 августа на Мельбурновском международном кинофестивале. В кинотеатрах с 26 сентября.
Оригинал здесь.
Перевод Amalika