Фильм-антология почти всегда состоит из промахов, преждевременно прерванных успехов и абсолютных мерзостей, которые милостиво подвергаются эвтаназии при помощи строгих временных ограничений жанра. Магия «Поворота» Тима Уинтона заключается в том, насколько он хорош весь целиком. А то, что он подчас соприкасается с величием, делает его чудом.
Сборник из семнадцати короткометражек, на основе титулованной коллекции рассказов Тима Уинтона 2005 года, включает в себя работы известных австралийских режиссеров, таких как Уорвик Торнтон и Клер МакКарти, наряду с первыми режиссерскими достижениями Миа Васиковски и Дэвида Уэнама (последний ответственен за самый лучший сегмент фильма).
И хотя его официально окрестили «Поворот» Тима Уинтона», возможно имя Роберта Коннолли должно было бы вклиниться в это название. В конце концов, именно он загнал всех этих режиссеров как стайку кур в свой кинематографический курятник. И к тому же он стал режиссером элегического эпизода о виновности человека в случайной смерти: «Водоносный пласт». И он производит сильное впечатление, как и практически все остальные.
Хотя каждый эпизод имеет свой собственный колорит, разный актерский состав, и стилистически не похож ни на какой другой, девять из них вращаются вокруг одних и тех же персонажей: беспокойного Вика Ланга, его встревоженной жены Гейл, нездоровой матери Кэрол и отдельно проживающего отца – Боба. Лучшие эпизоды связаны с ними.
Создатели фильма мало озабочены сохранением временной последовательности событий в жизни Вика. Его возраст и расовая принадлежность меняются, ни одна из его историй не представлена в хронологическом порядке, а в предпоследнем отрывке он вообще изображен в бессловесном современном танце. Это придает «Повороту» ощущение «приливов и отливов», сходных с океанскими волнами, которые так часто мелькают в этих историях западно-австралийского побережья.
Особенно выделяются среди всех визуально изощренный «Испорченный товар» Энтони Лукаса, который показывает Гейл (Либби Таннер), роющуюся в школьной коробке Вика с памятными вещицами, раскрывающими его одержимую страсть к отмеченной родимым пятном Строубери Элисон (Тэйлор Фергюсон).
Эпизод Эшли Пейдж «На ее коленях» – это нежная история о сострадании и морали, в которой Сьюзи Портер играет Кэрол, упрямо придерживающуюся норм морали экономку, несправедливо уволенную с работы.
«Воссоединение» Саймона Стоуна демонстрирует актерский талант Кейт Бланшетт, Ричарда Роксбурга и Робина Невина, которые наслаждаются очень давним Рождеством в трех длительных одиночных эпизодах.
Наконец, тонкая, воскрешающая воспоминания «Комиссия» Уэнама, в которой Вик (Джош Макконвилл) ведет поиски алкоголика Боба (Хьюго Уивинг), обрекшего самого себя на изгнание в буш. Хотя он сталкивается с безжалостной конкуренцией, Уивинг «крадет» все шоу своим вдумчивым, созерцательным, почти призрачным исполнением.
Центральная часть, «Поворот» МакКарти, одноименная с самим фильмом, не имеет отношения к семье Ланг вообще. Расположенный в середине фильма, этот сегмент рассказывает об истрепанной побоями, тоскующей женщине Рэй (ее играет Роуз Бирн), которая приходит к христианству после знакомства в парой «заново рожденных» (Миранда Отто, Майлс Поллард), оказавших ей поддержку. Лишенный цинизма и непредвзятый, он захватывает великой поэзией момента духовного пробуждения Рей, прозрения, которое кристаллизируется во время очередного жестокого нападения ее мужа, Макса (Мэтт Нэйбл). Великолепно снятый и бесстрашно сыгранный актрисой Роуз Бирн, этот сегмент заканчивает одну из самых неоднозначных и сложных глав фильма.
Если бы мне пришлось критиковать очередную фантастическую работу Коннолли, в качестве куратора, я бы хотел, чтобы тут он запрограммировал антракт – о, да, есть антракт – после него, чтобы толпа зрителей могла бы выйти из кинотеатра, словно в тумане, наполненная чем-то, чтобы обсудить и переварить это все в фойе.
В действительности, аудитория покидает кинотеатр после двух последовательных разочарований: абстрактного «Песок» Стивена Пейджа и недоваренного «Семья» Шона Гладуэлла (в центре повествования обоих стоит жестокий Макс).
Вернемся ко второму акту с комическим, причудливым, а потом вдруг ужасающим «Долгим чистым взглядом» Мии Васиковска; это только одна из двух частей, опирающаяся в повествовании непосредственно на оригинальный текст Уинтона (другая – это открывающий фильм «Большой Мир» Торнтона). Я был удивлен, что это не используется в качестве подмоги чаще, в конце концов, именно проза Уинтона привела нас сюда. Как типичный обитатель Западной Австралии, я много знаком с его работами. Очевидно то, что Уинтона не учат в западно-австралийских вузах является преступлением, наказуемым лишением свободы в нашей колокольне. (Местный юмор!) Часто многословные, его произведения могут быть утомительными для чтения. Но миры, которые он создает, наполнены богатым содержанием, и разнообразные интерпретации, вдохновляемые ими, являются свидетельством этого.
«Поворот» Тима Уинтона требует от зрителей огромного внимания и вовлеченности. Не все части вызовут резонанс, а некоторые из них станут совершенным разочарованием или прямым вызовом. Тем не менее, это действительно особое событие: беспрецедентная встреча доморощенных талантов, как на экране, так и за камерой. Достаточно смешные, во многом поразительные, и все без исключения – интригующие, эти короткометражки завлекают вас внутрь своих историй, заставляя за короткое время просмотра думать, что вы на самом деле видите полнометражные картины. И когда сегмент резко обрывается чернотой, какая-то часть вас не хочет продолжения, хотя впереди маячит обещание чего-то лучшего. Тем не менее, в каждом ощущается целое. Это успех.
Оригинал здесь.
Перевод Брединки