Внезапное восхождение Дэвида Уэнама.
Всего две роли, сыгранные в этом году возвели Дэвида Уэнама на вершину списка самых стремительно восходящих звезд. И. как пишет Линден Барбер, трудно представить две более контрастные роли.
От леденящего душу психопата до приветливого красавчика Дэвид Уэнам подтверждает звание «хамелеон». В роли Дана Делла Боска, или Дайвера Дана, сверхприятного любовного интереса в АВС ТВ сериале “SeaChange”, Уэнам был воплощением загадочной любезности. Повязав платок вокруг шеи, он обычно готовил рыбу, только что пойманную им у побережья маленького городка, где экс-корпоративный адвокат Лаура Гибсон получила место судьи.
Но если вы увидите его в роли главаря трех братьев, которые совершают акт чудовищного насилия по отношению к незнакомой девушке, вам простительно будет протереть глаза и подумать, что это совсем другой актер. В то время как глаза Дайвера Дана светились благонамеренным озорством, глаза бывшего заключенного Бретта были полны ненависти и холода.
И все же в этих исполнениях есть кое-что общее: в этих глазах читается редкое искусство – разум всегда на два шага впереди диалога. Эти роли принесли ему в этом году две номинации Австралийского Института Фильма. Многие посвященные были удивлены тем обстоятельством, что он не получил ни одну из этих наград, особенно за фильм «Парни», исполнение в котором общепризнано самым памятным за последние десять лет истории австралийской киноиндустрии.
Его Бретт Спраг, возможно, сопоставим со звездным перевоплощением Рассела Кроу в расиста-скинхеда в «Бритоголовых», но было бы ошибкой рассматривать эту работу изолировано от других. Добавьте к Бретту Дайвера Дана и у вас возникнет чувство экстраординарного диапазона, трансформаторских способностей, которые принадлежат актерской школе Даниэля Дей-Льюиса. Хорошие актеры меняют жесты и голос в соответствии с требованиями роли, но это признак исключительного исполнения, когда от роли к роли так радикально меняется выражение глаз.
Я встретила Уэнама однажды в полдень на балконе ресторана, выходящем на Сиднейский Бонди Бич, но только спустя полчаса, когда он, наконец, снял свои солнечные очки, я осознала, какие у него пронзительные глаза.
Было облегчением выяснить, что в реальной жизни Уэнам гораздо ближе к Дайверу Дану, чем к Бретту Спрагу. Одним из первых исполнений Уэнама, стала как раз оригинальная сценическая постановка пьесы «Парни». Нил Армфилд, который позже, режиссировал несколько постановок Уэнама в театре Белвор Стрит, впервые увидел Уэнама в конце 1980ых в театре Стэблс, читающим пьесу Гордона Грэма. Армфилд вспоминал, что никогда не видел ни в ком на сцене такой ужасающей мрачной энергии, особенно в таком диапазоне – он, кажется, совершенно влез в шкуру персонажа и насколько я знаю, это нашло свое продолжение и в фильме».
«Люди говорили, что на площадке были напуганы им, - добавляет Армфилд. – Дэвид действительно компанейский, веселый и чрезвычайно непретенциозный парень, но люди просто боялись к нему подходить». С другой стороны, в SeaChange он «великолепный, по-настоящему привлекательный герой, - говорит Армфилд. – Во многом его привлекательность связана с тем, что он сдерживает в себе. Он одновременно и эмоционален, и закрыт, так что всегда невольно ищешь его расположения».
В начале этого года Уэнам, которому чуть за тридцать, побывал в Новой Зеландии с промоционным туром экранной версии «Парней» (в этом проекте он так же выступал в роли со-продюсера).
Новозеландские СМИ перехватили передачу австралийского радио, в которой он был описан как сексуальнейший мужчина в Австралии.
«Они вообще не могли это понять, потому что видели только «Парней», - усмехается Уэнам сквозь рыжую бороду, которую он отрастил для съемок второго сезона «SeaChange».- Они были ошарашены, и, думаю, это справедливо. Чертовски нелепо».
Смог ли он осознать этот факт?
«Вовсе нет, - улыбается Уэнам, и переадресовывает комплименты своему персонажу, Дану (чей образ основан, как он говорит, на характере Эндрю Найта, кто так же был соавтором сценария «SeaChange» вместе с Деборой Кокс). Посмотрите на Дэвида Духовны. В его до-X-файловский период никто не обращал на него внимания на улицах. «Но внезапно он стал самым сексуальным человеком в мире. Все это работа телевидения».
Привлекательность Дайвера Дана для женщин Уэнам объясняет «его кулинарными способностями». «Слушайте, он очень интересный персонаж и интересный не физически. Он обладает всеми качествами, которые способны привлечь… идеальный мужчина».
Когда «SeaChange» вышел на экраны, Уэнам был далеко от своих новых поклонников и любопытных журналистов, он снимался у австралийского режиссера Пола Кокса на Гавайях в фильме под названием «Молокай», играя роль миссионера 19 века в колонии прокаженных.
Успех сериала ABC Уэнам объясняет качеством сценария. Несмотря на популярность шоу, уровень персонального признания не был огромным, когда Уэнам вернулся в страну спустя три недели после окончания первого сезона. В Мельбурне «о «Парнях» со мною говорили не меньше, чем о «SeaChange» - официанты, таксисты».
Его театральными работами восхищались уже несколько лет, особенно ролями в Армфилдских постановках Театра Белвор Стрит, в которых так же играли Джеффри Раш и Кейт Бланшетт. Но подобно Рашу, Уэнаму понадобилось время, чтобы заработать себе репутацию вне театрального сообщества.
Хотя он появлялся в нескольких фильмах, роли были очень маленькие. Наиболее запоминающимся оказался Дог, поджигатель кошек из музыкальной комедии «Так поступают все». Он так же сыграл главную мужскую роль в этом году в низко-бюджетной комедии «Немного души» вместе с Джеффри Рашем и Фрэнсис О’Коннор, но фильм не имел успеха ни у критиков, ни в билетных кассах.
Первое серьезное признание как экранный актер он получил в прошлом году, выиграв премию AFI как Лучший актер в главной роли за телевизионную драму АВС «Малыши».
К театральному делу впервые его в школьном возрасте приобщил учитель, который счел это отличным методом контроля его подрывной энергии. Уэнам быстро влюбился в сцену, и эта любовь поощрялась отцом, который стал покупать сыну театральные абонементы в подарок ко дню рождения.
«Это был магический мир, мир, к которому я хотел принадлежать, когда вырасту», - вспоминает актер.
Теперь прошло около 12 лет с тех пор, как он закончил Университет Западного Сиднея в Нипине, в западном пригороде, где он оказался студентом самого первого, открытого там курса драматического искусства и где ему довелось воочию наблюдать суровую житейскую обстановку, на фоне которой развиваются «Парни».
«Это было интересное время, когда после окончания университета я оказался среди трущоб западных пригородов, о которых вряд ли кто-нибудь слышал, - вспоминает он. - Я долго бился головой о кирпичную стенку и заработал немало головной боли, но, в конце концов, было и движение».
Его ранние работы включают несколько ролей в «чудесном мыле того времени. Но не стоит их искать!» Я отыскала: его первые ТВ-роли в сериалах «Сыновья и дочери», «Сельская практика», «Полицейский отряд спасения», «Правила Рафферти». Он открыто признает, что был «дикарем» в кино, отчасти потому, что как и у многих актеров его подготовка ориентировалась лишь на театр.
Временами, поддерживать в себе веру было очень трудно. «У всех актеров есть моменты депрессии, - размышляет он. – Я прошел через многие подобные моменты. Я до сих пор через них прохожу. Успех относителен. Неважно в какой точке его ты находишься, ты всегда из-за чего-нибудь переживаешь».
Он утверждает, что возрастающий опыт не облегчает работу. «С каждой работой становится все труднее. После того, как я заканчиваю спектакль или фильм я честно уверен, что не способен сыграть что-нибудь еще. Я просто думаю, что не был достаточно хорош в роли. Я прохожу через кризисы уверенности в себе. После каждой работы».
Но он говорит философски, вторя Бланшетт, которая недавно сказала почти тоже самое в The Weekend Australian: «Как бы там ни было, я полагаю, это все же помогает. Пока потеешь, волнуешься, переживаешь. Если я вдруг почувствую удовлетворение, или подумаю, что все слишком легко, пожалуй, нужно будет отказаться от роли».
Его друг и коллега Роберт Коннолли, который продюсировал и сценическую, и экранную версию «Парней» считает, что успех Уэнама в кино и ТВ неслучаен. «Как актер, он сделал интересный выбор, стратегически подходя к тому, что хочет играть, - говорит Коннолли. _ Ему предлагали много ролей, но он брался только за небольшую часть из этого». В то время как большинство актеров смотрят на свою работу, как на вереницу проектов, Уэнам всегда думает о том, как новый проект повлияет на его карьеру в перспективе».
Он говорит, что после «Парней» ему пришлось вести борьбу со стереотипами.
Армфилд вспоминает, как Уэнам отказался играть в постановке пьесы Стивена Сьюелла «Слепой Гигант танцует». «Это как раз тот мир, из которого Дэвид родом – католическая рабочая среда. Не думаю, что его семья хотя бы отдаленно напоминала семью из «Парней», но это определенно тот мир, который он видел. Уверен, он чувствовал, что роли рабочих парней для него удобны и подходящи, но его интересовали более трудные испытания – пьесы Шекспира, Жене».
То, что поддерживало Уэнама в самые сложные времена и продолжает поддерживать до сих пор – горячая любовь к игре. И все же он до сих пор очень далек от гламурного образа кинозвезды, одержимой своей карьерой.
Карен Роджерс, которая познакомилась с Уэнамом, когда работала сценическим менеджером в Театре Бельвор Стрит описывает его так: «Он настоящий парень. Он любит футбол и мясной пирог и все эти простые вещи, которые он берет с собой в свои персонажи. В нем нет ничего эзотерического, никакой ерунды».
И хотя работа очень важна для него, добавляет Роджерс, «у него есть жизнь и взгляды на мир вне этой работы и все это прекрасно сбалансировано в нем».
Уэнам понимает, что для австралийских актеров сейчас наступили беспокойные и неоднозначные времена. Сейчас как никогда заметен интерес мирового кинематографа к австралийским актерам – Раш, Кроу, Бланшетт, Рейчел Гриффитс и его коллега по «Парням» Тони Коллетт. Сегодня они могут строить свою карьеру в США, Европе и Австралии одновременно. Уэнам был в Лондоне недавно и говорит, что британцы «на самом деле восторгаются талантами из нашей страны: актерами, режиссерами, писателями». В то же время правительственное финансирование киноиндустрии и АВС продолжает сокращаться и положение австралийского театра, где актеры постигают свое ремесло, становиться все более рискованным.
«Сцена важна для меня, - говорит он. – Думаю, она помогает в актерской работе над фильмами. Это все равно как хорошо сбалансированная диета».
И все же его амбиции не ограничиваются актерской игрой. Как со-продюсер «Парней» он был одним из членов команды, которая наняла режиссера Рована Вудса. Уэнам использовал свое положение, чтобы изучать каждый этап кинопроизводства, включая финансирование. Он надеется на собственный режиссерский проект в ближайшие пять лет.
Тем временем «истинное удовольствие» ему доставляет профессиональное сотрудничество с Вудсом, Коннолли, продюсером Джоном Мейнардом («Навигатор») в команде, известной под названием «Аренафильм».
Их следующий проект, в котором Уэнам играет главную роль, он описывает как «наш антибанковский фильм».
Что из этого выйдет - покажет время.
Учитывая впечатляющие результаты их предыдущего сотрудничества, на это стоит посмотреть.
Когда фильм «Парни» был в этом году представлен на Берлинском Международном Кинофестивале, Уэнам рассматривался как главный претендент на приз за лучшую мужскую роль. «Там были ДеНиро, Дастин Хоффман и Дениель Дей-Льюис. Неплохая компания, чтобы быть упомянутым», - вспоминает он, наслаждаясь солнцем.
Нет, совсем неплохая.
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь.