Чуть раньше в этом году Дэвид Уэнам сидел в сиднейском ресторане («Я люблю готовить, но больше люблю, когда готовят другие»), когда заметил за соседним столиком Пола Китинга обедающего с двумя людьми. То были один из самых популярных и один из самых непопулярных людей в Австралии.
За неделю до этого актер читал исторические тексты на сцене Аделаидского Театрального Фестиваля под аккомпанемент городского симфонического оркестра. Сценарий включал в себя речь 1992 года бывшего премьер-министра Редферна о необходимости законодательного урегулирования прав аборигенов. «Я так хотел подойти и сказать ему, насколько я восхищен всем этим, но я не мог. Я сидел там и не мог справиться с нервами. Все что я мог – уставиться на свою еду. Я даже не в состоянии был поднять глаза. Без сомнения, это была упущенная возможность».
Мы сидим в «Морганс», в скромном кафе на Далинхасте, в пасмурный полдень понедельника, когда Уэнам описывает свою «упущенную возможность». И это совсем не то, что я ожидала. После того как увидишь его доминирующим на экране в образе жестокого убийцы Бретта Спрага в спорном фильме «Парни», а потом в роли беззаботного Джоша, покладистого фотографа, который оставался голым почти на протяжении всего фильма – комедии Джонатана Теплицки «Лучше, чем секс», трудно представить в Уэнаме недостаток уверенности в себе. И, разумеется, есть еще Дайвер Дан, лаконичный рыбак, который завоевал расположение Лауры (Сигрид Торнтон) и сердца двух миллионов зрителей своим соленым шармом в ABC драме “SeaChange”.
«Я могу быть очень застенчивым, - признается Уэнам, потягивая стаканчик минеральной воды. – Брось меня в компанию людей, которых я не знаю и я забьюсь в угол или буду желать этого. Я действительно хотел бы свободно приближаться к людям, но я постоянно боюсь, что мне нечего будет им сказать, что я не достаточно интересен. Это один из моих недостатков».
Самоуничижительный, спокойный и чрезвычайно закрытый Уэнам сторониться красноковровых парадов, предпочитая прогуливаться по паркам вокруг своего дома во внутреннем пригороде вместе с давней подругой Кейт Агнью, актрисой и учительницей йоги. «Я был удивлен, прочитав дважды в этом году, что я, определенно, персона из А-списка, но я присутствовал только на двух открытых мероприятиях в этом году, и оба они связаны с фильмами, в которых я участвую!» - говорит он с усмешкой.
Он гораздо более сдержан, чем цветист, в нем определенно отсутствует актерская аффектация. Есть моменты на протяжении двухчасового интервью, когда он держит паузу дольше, чем говорит. И, несмотря на то, что он кажется застенчивым, ему удается притягивать вас своим сдержанным обаянием. Он – невероятный кино-красавчик, чья нестандартная внешность – коротко подстриженная рыжая борода, обрамляющая кривую усмешку – и способности к трансформации выделяют его из общей колоды.
Когда мы впервые встретились днем раньше в офисе публицистки Марии Фармер, Уэнам изучал спортивные страницы Weekend с репортажем о AFL матче. Он был в хорошем настроении, потому что его любимые Лебеди (он является членом клуба уже десяток лет) накануне вырвали 21 пункт на пути к победе у Хауторна в Мельбурне.
Он одет в элегантный черный костюм от Гуччи, арендованный по случаю Мельбурнского Международного Кинофестиваля, на котором должна состояться мировая премьера его нового триллера «Банк». Он не собирается гордо разгуливать по городу в дорогом костюме – это только для фотосъемок, так что он принес с собой смену одежды.
Женщины в офисе возбуждены его стильно взъерошенной копной светло-земляничных волос и называют его детским прозвищем «Дейзи». Есть что-то слегка банальное в сцене, которая разыгрывается в узком коридоре. «У нас есть еще одна просьба для тебя, об интервью для HM (возможно, Health Man – журнал «Мужское здоровье»- прим. пер.), что ты думаешь об этом?», - спрашивает Фармер, сидящая напротив своего компьютера. «Ммммм. Я не уверен, что это мое дело, - предполагает Уэнам. - У меня нет силиконовых грудей».
Он торопится покончить с фотосессией, чтобы расслабиться, хотя ясно, что он не большой поклонник интервью. Фактически Уэнам выпал из репортажей прессы на какое-то время. Но все это изменится в связи с жестким графиком, которому он подчинил себя в прошедшие несколько лет. В очень быстрой последовательности он снялся в «Лучше, чем секс», «Русской куколке», «Мулен Руже», «Прахе», «Банке» и, наконец, в двух эпизодах «Властелина колец», которые будут выпущены в 2002 и 2003 годах. Он играет героического Фарамира.
«Прах», «балканский вестерн о мести и искуплении» был снят в прошлом году в жаркой Македонии. Поставленный режиссером Милчо Манчевски этот фильм открывает в этом месяце престижнейший Венецианский кинофестиваль. Уэнам, который играет в нем вместе с Джозефом Файннсом отправится на фестиваль и потому пропустит национальную премьеру «Банка». В фильме, снятом в Мельбурне и бьющем по банкам, Уэнам играет математика, который, по-видимому, продает душу Саймону (Энтони Ла Палья), жадному изворотливому банкиру.
И затем, позже в этом году или в начале следующего года, будет долгожданный выход «Молокая» Пола Кокса – эпического фильма о легендарном прокаженном священнике отце Демиене, где Уэнам снялся вместе с Питером О`Туллом, Дереком Джекоби. Лео МакКерном, Сэмом Ниллом и Крисом Кристофферсоном.
Даже удивительно, что после того, как были закончены съемки «Властелина колец» на Южном острове в прошлом году, Уэнам позволил себе насладиться отпуском. «Это не было сознательным усилием, чтобы сняться в стольких фильмах за такой короткий срок, просто так вышло, - говорит он, фотографии готовы, костюм от Гуччи упакован и заменен темными брюками и коричневым джемпером. – К концу я устал, но теперь я готов двигаться дальше. У меня зуд до работы».
Тридцатипятилетний актер счастлив, когда занимается своей работой, хотя всякий раз, когда он получает роль, он переживает очередную встречу с сомнениями. «Мне кажется, что я не смогу. Я думаю, я не гожусь для этого. На самом деле это хорошо, потому что это вынуждает искать решение. Это заставляет сфокусироваться и найти путь к роли» И когда он «находит его» он наслаждается «очень длинным выдохом…ахххх… С улыбкой в конце».
Друзья и коллеги говорят о его профессионализме и целостности. «Он не позволяет работе использовать его, - говорит Роберт Коннолли, его давний друг, который продюсировал «Парней» и режиссировал «Банк» - Он оберегает свою частную жизнь и тщательно выбирает роли, в которых снимается. Он много работает, чтобы создать баланс. Если вы посмотрите на диапазон ролей, которые он выбрал, вы почувствуете, что именно его интересует и это не слава и благосостояние».
Можно, кроме того, почувствовать еще и то, что позади его спокойного, прямолинейного экстерьера скрывается страстность и интеллектуальная энергия. И это там, в его пронзающих светло-голубых глазах, в его экономном, но все же неотразимом экранном и сценическом присутствии. «У меня есть потенциал, чтобы быть чрезвычайно энергичным, это зависит от того, где я. Я могу совершенно уйти в работу, и, знаете, я не всегда такой. Я немного размяк теперь, но во мне еще есть потенциал для взрыва», - говорит он, усмехаясь.
Обитатель Голубых Гор, художник Адам Каллен, чей смелый портрет Уэнама выиграл в прошлом году вожделенную Премию Арчибальд, говорит, что его друг «по-настоящему умеет покопаться в темных глубинах своей головы». «Есть определенная связь между его прямолинейностью и чем-то гораздо более сложным, что удерживает ваше внимание. В основном его привлекательность на экране связана с тем, что он умеет без каких-либо излишеств захватить большую часть эмоционального пространства. Ему даже не обязательно что-то говорить».
Уэнам родился в 1965 году, младшим из семи детей и вырос в западном пригороде. Впервые он стал играть еще подростком в школе Христианских Братьев в Левишэме. «Я не знал, куда мне направить свою энергию. И мои учителя тоже не знали. Я любил школу, но, вероятно, какой-то неправильной любовью. Но однажды, когда я начал играть, я внезапно сфокусировался». Его отец стал водить его в театр и покупать ему театральные абонементы в качестве подарков к Рождеству и дню рождения. Уэнама это зацепило и совершенно убедило в намерение по окончании школы строить свою карьеру именно на сцене.
Его маму же это совсем не впечатляло, и она убеждала его продолжать работать клерком в страховой компании, но Уэнам поступил на первый курс Нипинского Театра при Университете Западного Сиднея и перебрался в Кингсвуд недалеко от Пенрита. «Когда я закончил учиться, я играл в маленьких пьесах повсюду здесь (в Далинхасте), в маленьких пьесах в церковных залах. Это была тяжелая, но забавная работа».
Одной из таких «маленьких пьес» стили «Парни» Гордона Грэхама, где Уэнам сыграл Бретта Спрага в 1991 г. Эта роль оставалась с ним до конца 90ых, когда ему, наконец, удалось трансформировать театральную постановку в бурно приветствуемый фильм. К тому времени он имел солидный список театральных ролей, которые сделали ему имя, среди них постановки «Гамлета» и «Бури» в театре Belvoir Street под руководством Нила Армфильда.
«Я считаю себя действительно удачливым, потому что я могу делать карьеру из того, что действительно люблю и оказался способным выжить на этом пути. Но я всегда осознавал, что природа этого бизнеса весьма сомнительна и все это может исчезнуть в любой момент». Что он делал бы, если бы не смог играть? «Я не трачу время на то, чтобы думать об этом,- говорит он, его глаза опускаются в направлении его каламари. - Это может быть довольно депрессивный внутренний монолог, думаю, потому что только Бог знает, чем бы я мог закончить. Я больше ничего не умею».
Конечно, он сражается изо всех сил с той жизнью, которой многие завидуют. Он – публичный человек, который предпочитает, чтобы его работа говорила за него. Есть элегантный костюм, который он ждет - не дождется, чтобы снять и приглашения на публичные мероприятия, которые он выборочно посещает. Единственные его внешние показатели успеха – серебристый Альфа Ромео и потрепанный паспорт. «Я не зарабатываю много денег, - говорит он без какого-либо намека на самооборону. – Я очень скромно живу в обычной квартире. У меня нет желания иметь больше одного места жительства. Мне не нужен загородный дом, мне не нужна яхта. У меня одна машина, мне не нужно две. Фактически, мне вообще не очень много нужно. Больше всего я расточаюсь на еду и делаю это все время и, если у меня будет возможность продолжать в том же духе, я буду очень счастливым человеком».
Он не мечтает о Голливудском успехе, который сопровождает блокбастеры, но он так же достаточно честен, чтобы признать, что слава может очаровывать. «Нужно прилагать сознательные усилия, чтобы не впасть в крайность. Я счастлив, когда работаю, а все остальное, что сопровождает эту работу – только пена и пузыри. Я участвовал в нескольких симпатичных взрывных проектах за рубежом, но потратить на это всю свою жизнь было бы немного беспокойно. Я понимаю, как трудно в этой ситуации сохранить чувство реальности».
Будет справедливым сказать, что до того момента, как Уэнам возник на экране в образе Дайвера Дана, ему не нужно было беспокоиться относительно масштабов всеобщего признания. Внезапно, он оказался романтическим героем из горячо полюбившейся еженедельной драмы, которую рейтинги ABC вознесли до небес. «Вначале я был напуган идеей участвовать в телевизионном сериале и колебался, но я очень рад, что так все получилось, - говорит он теперь. – Это был персонаж-подарок. Можете считать, что вы прошли половину пути, если вам приходиться работать со сценарием, который так хорошо выстроен».
Как он воспринимает ярлык секс-символа? «…. (долгая пауза)….. Я не нахожу в себе ничего экстраординарного. Я считаю себя относительно обыкновенным и думаю, что Мистер и Миссис Джо Публика так же понимают это».
Если Мистер и Миссис Джо Публика оценили его шарм в “SeaChange”, они обязательно восторженно отреагируют на его новый фильм, даже если эта поддержка не будет относиться к персонажу Уэнама. Задуманный три года назад фильм затрагивает вопросы этики и жадности. «Я помню, когда мы обсуждали этот фильм, люди признавали, что он очень своевременен. Банки нуждаются в очищении. Ну, конечно, не таким способом», - говорит Уэнам.
«Это будет трудно продать? - спрашиваю я, прожевывая пудинг. «Все что нужно для этого – это понравиться кому-нибудь из тех, кто выстоял бесконечные очереди в банке и пострадал из-за внезапного его закрытия или повышения платежей. Я думаю, эти люди будут смотреть «Банк» с интересом. Я думаю, сейчас в мире витает определенное настроение, которое отражает народное разочарование и неудовлетворенность. Это своего рода мини-революция».
Звучит, как возможность, которая слишком хороша, чтобы её упустить.
Национальная премьера «Банка» - 6 сентября.
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь