Джерард Батлер узнал о проекте «300» во время своей встречи с администраторами Warner Bros. «Они произнесли слово «Триста» и я понял, что это было нечто совершенно свежее и отличающееся от всего того, что было снято прежде, - вспоминает он, добавляя, - Когда я встретился с Заком Снайдером, я понял, что этот парень видит в этой истории что-то такое, что трудно, но обязательно надо объяснить. Я бы мог написать шесть томов о нем и его таланте, его интеллекте, его страсти, о совершенстве его личностных качеств».
Джеффри Сильвер отмечает, что у Батлера были все те качества, которые сделали его идеальным для роли спартанского царя: «Харизма его личности и лидерские качества установили дух товарищества среди актеров. Он соединял воедино команду актеров-спартанцев».
Батлер наслаждался возможностью погрузиться в исследование этой огромной культуры. «Спартанцев приучают к мысли, что в жизни нет ничего кроме боли, их учат выносливости, их учат бесстрашию, их учат не знать никакого милосердия к врагу, - говорит он. – Все здесь требует отваги и силы характера от мужских тренировок до жертвы, которую приносят женщины, рожая своих детей для войны».
Сценарист Керт Джонстэд добавляет: «Есть жесткое соревнование. В них вдалбливают этот кодекс чести, и обязанность, и лояльность. И затем это становиться их повседневностью. Это то, чем они дышат… как они действуют и взаимодействуют».
Внушающий уважение и страх военный вождь греческого города-государства Спарта Царь Леонид управляет страной при поддержке царицы Горго. «По всем счетам Горго – блестяща, - говорит Миллер. – Она и Леонид прикрывают спину друг друга, она является значительной частью его стратегического замысла. Между ними существует величайшая глубина чувств и интеллектуального партнерства. Спартанские женщины такие же воины, как и мужчины. Они посылают мужчин вперед, но вы увидите в фильме, что женщины могут тоже играть очень жестко».
Рожденная на бурном севере Англии, Лина Хэдей генетически наделена силой и изяществом, которые оказались существенными для роли Горго. «Лина настолько жестка, несгибаема и сильна. И она прекрасна с такой мудростью в глазах, - говорит Батлер. – Лина привнесла в роль Горго невероятную харизму, ум и огонь».
Назвав фильм «историей чести, бесстрашия, страсти, крови и веры», Хэдей говорит, что была готова изобразить спартанскую царицу. Горго не слишком заметная фигура в истории Миллера, так что создавая персонаж Хэдей руководствовалась полной свободой и беседами со Снайдером.
«Она действительно сильный персонаж фильма, хотя бы потому через что ей приходится идти и чем жертвовать. – отмечает Хэдей. - Она уже потеряла своего мужа, но признать это было бы слишком, так что она сражается на политической арене. Я вижу Горго как сердце и инстинкт Спарты, а инстинкт, как правило, ведет нас в нужном направлении».
Все что Леонид представляет собой, как царь и человек, запущено в ход, когда в город прибывают посланцы с извещением, о том, что тысячи покоренных народов идут на Спарту. Ксеркс, которого играет Родриго Санторо, поверг на колени древний мир, главным образом своей дерзкой смелостью. «Он богат, он высокомерен, он очень неуравновешенный, страдающий манией величия человек, - рассказывает бразильский актер, сыгравший самозваного Бога-царя. – Он просто хочет завоевать весь мир. Его амбиции безграничны. Он хочет славы, он хочет победы, он хочет вечной известности. Но, несмотря на все свои желания, он остается очень слабым и неуверенным в себе».
Санторо первоначально встретился с режиссером как потенциальный спартанец, но после того, как он ушел, «я сказал: «Думаю, Родриго мог бы быть Ксерксом», - вспоминает Снайдер.
Высокая загадочная фигура, покрытая экзотическими драгоценностями, Ксеркса несут на золотом троне приседающие рабы. «У него ровный, соблазняющий голос и все, что должен иметь Бог-Царь, - говорит Берни Голдман. – И вы понимаете, что люди последуют за ним… если он не завоюет их, то совратит».
Леонид показывает персам, что он думает об их угрозе, убивая посланцев. Но политики Спарты не хотят войны. Терон, которого играет Доминик Уэст, представляет собой новый тип Спартанцев, он больше заинтересован в переговорах во имя власти, чем в битве во имя свободы.
«Терон не честный политик. И его двойственность проявляется, прежде всего, в том, что он выступает в качестве предательского миротворца перед персами, - говорит Уэст.- Он политик, не воин. Всегда хорошо играть злодеев, обычно у них самые лучшие линии», - улыбается актер.
Спартанский Совет посылает Леонида к Оракулу – юной женщине, предсказания которой толкуют эфоры. «Леонид, силой мощного воображения, понимает, что представляет собой Персия и как её остановить, - говорит Фрэнк Миллер. – Но он не находит единодушия. Совет не желает битвы по своим причинам и намеревается воспользоваться лунным праздником, чтобы оправдать отказ начать поход. Леонид скорее умрет, сражаясь, чем встанет на колени перед любым завоевателем, но, если он выступит против Ксеркса, спартанская армия не будет стоять за его спиной.
«Леонид, вероятно, самый решительный персонаж, которого я играл, но в момент своей нерешительности, тогда, когда он нуждается в подтверждении своей правоты, он смотрит на свою жену, - говорит Батлер. - И она красноречиво объясняет ему, почему он должен идти на войну. Она говорит: «Иди и умри. Я никогда больше не увижу тебя, но ты погибнешь, как свободный человек. Не отвечай на этот вопрос ни как царь, ни как спартанский гражданин, отвечай, как свободный человек». В этом сущность спартанской женщины».
Хотя её нет рядом с Леонидом у Горячих Врат, царица Горго встречает битву лицом к лицу на своей земле. Жертва, которую Горго приносит во имя Спарты и будущего царя, её сына, равна жертве Леонида. «Горго такой же воин, как и Леонид. Она должна сплотить свой город, свою страну в поддержке царя, - подтверждает Джонстэд, - в то же время, парируя политические маневры Терона». Дебора Снайдер добавляет: «Она отдает себя. Но для неё это ничто по сравнению с главной опасностью. Это не значит ничего, настолько высоки ставки».
Слова Горго - блестящий вызов спартанскому воину. «Его народ попросили сделать единственную вещь, которую он не способен сделать – подчинится другому правителю, - признает Батлер. - Есть время для того чтобы стоять и для того чтобы сопротивляться и есть время для того чтобы действовать. Леонид как никто другой понимает важность своей миссии. Это не просто миссия спасения Спарты – это момент, когда весь мир, не только Ксеркс, все последующие века должны узнать, из чего сделаны спартанцы».
Вокруг Леонида сплачивается личная охрана, состоящая из трехсот самых умелых и отважных воинов. Он не может объявить войну, но он может повергнуть Ксеркса в шок. Когда Спарта решает биться, ничто не может её сдержать. «Он встречается с непреодолимыми разногласиями, - говорит Батлер. - Но как безупречный спартанский царь, он берет с собой элитные силы, чтобы встать в Фермопилах».
Дилиоса, спартанского воина и рассказчика в графическом романе Миллера, играет Дэвид Уэнам, австралийский актер, чья популярность в Северной Америке драматично возросла после того, как публика познакомилась с ним в трилогии «Властелине колец».
Образ Дилиоса разрешил для Снайдера сложную головоломку – как включить в фильм уникальный голос Миллера - рассказчика. «Нам очень понравилась идея ввести в фильм рассказчика истории, что позволило бы фантастическому миру Фрэнка ожить, - говорит Снайдер. – Это было по-настоящему важно, когда история Дилиоса (Дилия) начинает вплетаться в фильм – так замечательно иметь рассказчика, который может передать на экране прозу Фрэнка».
«Я люблю рассказывать истории, так что возможность побыть рассказчиком – это подарок, - комментирует Дэвид Уэнам. – Дилиос проводит много времени, развлекая воинов в минуты отдыха рассказами о первых Олимпийских играх и другими историями. Он так же еще и, возможно, самый лучший друг Леонида и великий воин, который пользуется большим уважением среди своих людей».
Дилиос - проводник по фильму, который разворачивается перед нами; его версия событий становится повествованием, которое дойдет до будущих поколений. «Дилиос – парень, который знает, как не испортить хорошую историю правдой, - говорит Снайдер. - Он будет преувеличивать там, где это должно быть преувеличено, чтобы мотивировать и взволновать спартанцев. Его голос придает фильму поэтическое звучание».
Ключевое трио, возглавляющее триста спартанцев – Леонид, Дилиос и загадочный воин по имени Капитан, которого играет Винсент Реган.
«Капитан, вероятно, один из самых сильных из всех трехсот спартанцев наряду с Леонидом, - говорит Реган. – Исторически, он мог бы быть одним из трех капитанов – телохранителей царя».
Капитан берет с собой в битву старшего сына Астиноса, которого играет Том Уиздом. В некотором смысле, взяв в поход сына, капитан приносит большую жертву, поскольку очевидно, что их миссия самоубийственна, - утверждает Реган. – В конце концов, только триста спартанцев должны встать против миллионной армии Персидской империи. Но он чрезвычайно предан своему царю и своему городу и готов принести в жертву и свою жизнь и жизнь своего сына во имя идеалов свободы, за царя, который, кроме того, является его близким другом».
Роль Астиноса отмечает кинодебют Уиздома, - деталь, которая может явно пойти ему на пользу. «Я полагаю, единственная причина по которой меня взяли на эту роль заключалась в том, что мы с Астиносом похожи – он так же как я новичок в битве», - сказал Уиздом.
Астинос и другой солдат – Стилиос, которого играет Майкл Фассбендер, демонстрируют энтузиазм молодых спартанских воинов. «Стилиос очень непосредственный и очень страстный, - говорит Фассбендер. – Он расценивает все это как шанс проявить себя на поле боя и встретить славную смерть, которую он жаждет как свершение истинного предназначения спартанского воина».
В армии Ксеркса спартанцы наконец-то встретили достойного противника. Ксеркс пожелал, чтобы она была экзотической и экстраординарной силой и включала в себя причудливых, наделенной грубой мощью диких африканских животных, магов и его элитных гвардейцев, называемых бессмертными. «Бессмертные – это его особые войска, - говорит Санторо. - Это натренированные, жестокие, устрашающего вида люди, чьи лица скрыты под масками. Они его лучшие воины».
«Леонид – полная противоположность Ксерксу, который сидит в своей высокой башне, который подкупает, совращает и посылает своих людей на смерть ради победы, - замечает Батлер. – Там есть замечательная линия, когда Ксеркс говорит: «Как вы можете стоять против меня, если я рад буду отдать жизнь любого из моих воинов за победу?» И Леонид говорит: «Я умру за любого из моих людей». В этом, на мой взгляд, сущность Леонида».
Леонид намерен использовать географию самой Греции против персов. Он ведет своих спартанцев к Горячим Вратам Фермопил – к узкому проходу между высокими утесами Эгейского моря, через который пройдут персы. Это естественное укрепление предоставляет спартанцам преимущество. Но оно уязвимо, поскольку Леонид узнает от ужасно обезображенного местного Эфиальта о тайной козьей тропе, которая ведет в обход скал.
Сыгранный Эндрю Тирнером Эфиальт описывается Деборой Снайдер как «печальный персонаж. Его изгнали из Спарты с рождения. Но все, что он хочет – это стать спартанцем».
Как только горизонт темнеет от поражающих воображение сил Ксеркса, начинается сражение. «История о 300 спартанцах - это нечто большее, чем битва, - говорит Миллер. – Леонид знает, что триста воинов не могут победить персидскую армию. «300» это история о людях, которые борются, зная, что им не выиграть. Действие само по себе содержит гораздо больше мощи, чем копья всех трехсот вместе взятых. Эти люди, эти мужчины в Горячих Вратах готовы умереть. Фактически Леонид собирается умереть за них. Он знает, что нет никаких шансов выжить. Но это его не заботит, потому что он знает, что будет достигнуто нечто иное. Я расцениваю спартанцев в Горячих Вратах как победителей. Можно победить, терпя поражение».
Перевод Neil- Сказочницы.
Оригинал здесь