У последнего спартанца Дэвида Уэнама есть потрясающая история, чтобы поведать её вам.
От Среднеземья до Древней Греции Дэвид Уэнам все еще не выпускает из рук свой меч и сражается с самыми смертоносными врагами, которые только сможет сгенерировать компьютер.
Уэнам дерется бок о бок с царем Леонидом Спартанским против предводительствуемых Ксерксом Бессмертных персов на гигантской площадке посреди Монреальской зимы. И все это – часть масштабного фильма, основанного на графическом романе Фрэнка Миллера и Линн Варлей, пересказывающем легендарную историю 300 спартанцев, которые сдерживали целую Персидскую армию в знаменитых Горячих Вратах, образно говоря, решая тем самым судьбу цивилизации.
Актер изображает Дилиоса, героя, которому предстоит сыграть стержневую роль в фильме, поскольку именно он вдохновляет греков для окончательной победы, рассказав им историю о трехстах. «В фильме три самых близких друг другу персонажа: Леонид (Джерард Батлер), его капитан (Винсент Реган), который является левой рукой царя и потом – Дилиос, рассказчик, - говорит Уэнам. - Эти трое вместе уже долгое время, и они связывают в тугую связку всех остальных воинов».
Когда один из его агентов переслал ему сценарий, «Он рассказал мне о проекте, и это показалось мне грандиозной затеей, - вспоминает Дэвид. - На том этапе (режиссер) Зак Снайдер уже снял небольшой пробный ролик и мой агент и менеджер слышал, что это было нечто потрясающее, так что я был воодушевлен. Я поговорил с Заком, записал кинопробу, Заку она действительно понравилась, и я сказал: «Включай меня. Я приезжаю!»
«Я знал, что фильм планируют снимать в Монреале, но не догадывался, что это будут стопроцентно студийные съемки. Съемки (во всяком случае, их начало) проходили зимой - а в Монреале в это время бывает до 30 градусов мороза, а костюмы, которые мы должны носить просто «минимальны», так что я с большим облегчением выяснил из разговора с Заком, что мы все время будем находиться в помещении!»
КАРТЫ БИТВЫ
Единственным фактором, который втянул Уэнама в съемки «300» было то, что графический роман Миллера основан на правдивой спартанской легенде. «Я немного познакомился с античной историей в школе, так что сюжет не был для меня новым, - говорит Уэнам. - Это было нечто, что меня всегда интересовало, а роман Фрэнка очевидно грандиозная книга, в центре которой – великий классический сюжет. А киноконцепция Зака – действительно инновационна и непохожа ни на что другое. Очень волнительно быть вовлеченным в нечто такое, что, вероятно, может стать новым словом в кинематографе».
Снайдер хотел остаться верным первоисточнику настолько, насколько это возможно, так что весь задний фон стал произведением компьютерной графики, как это было раньше в Миллеровском «Городе Грехов» и в «Небесном капитане и мире завтрашнего дня». Это значит, что на протяжении всех съемок актеры играли перед голубыми экранами, без ландшафтной панорамы, которая могла бы помочь им. Так что перед каждой сценой Снайдер встречался с актерами и объяснял им особенности географии.
«Прежде чем началась работа над батальными сценами, Зак показал карту и описал всю географию и топографию театра боевых действий, - рассказывает Уэнам. – Мы знали точно, где находимся в любой момент битвы, что в это время позади нас, что – перед нами, что – возле нас. Так что нам был понятен и ландшафт и то, где мы находимся. Это замечательно. Иначе мы не имели бы никакого представления о том, что делаем».
Снайдер снял пробный киноролик еще в 2004 году, но даже сегодня он смотрится как экспериментальное кино. «Я посмотрел ролик и небольшую выборку из материала, который мы пока сняли и это невероятно! – с энтузиазмом рассказывает Уэнам. – Это, правда, потрясающе. Люди просят меня описать, то, что я видел, и я говорю им: «Немного похоже на это, немного – на то. Но в действительности, фильм не похож ни на что из того, что вы видели до сих пор».
Хотя Уэнам уже знаком с голубым экраном по съемкам «Властелина колец» (где он играл Фарамира), «300» - совершенно иной опыт. «Стопроцентный голубой экран, - отмечает он. – Тем не менее, актеры всегда взаимодействуют друг с другом. Было бы сложнее, если бы пришлось играть с людьми или существами, которых нет на площадке. Но я всегда связан с людьми, которые находятся здесь или дерусь с реальными людьми. Мне не надо никого представлять перед собой, только окружающий пейзаж, который дорисуют позже. С моей точки зрения, это значительно облегчает работу».
Поразительно, но для такого амбициозного проекта это только вторая картина Снайдера. Он дебютировал в 2004 г. с римейком фильма «Рассвет мертвецов». «Зак – визуальный художник и его концепция чрезвычайно ясна, - восхищается Уэнам. – Его стиль руководства давал нам возможность точно представлять, что мы будем делать каждый день, это такая редкость в моей практике. Когда мы приходим на площадку, мы уже знаем, чего должны добиться к концу дня. По большей части съемочный процесс – сплошные сюрпризы – думаешь, что будешь работать над одной сценой, а в итоге снимаешь совсем другое. Но на этих съемках нет никаких неожиданностей».
Держать меч не в новинку для Уэнама, который прошел через тренировки во время съемок «Властелина Колец». Тем не менее, во время работы над «300» он овладел новым видом оружия: копьем. «Это потребовало приобретения навыков, поскольку было совершенно незнакомо мне. Я никогда не дрался с копьем, - говорит он. - Но нас постоянно муштровали. Мы провели три месяца до начала съемок, тренируясь каждый день. Каждый день…».
Все актеры и статисты месяцами работали вместе, упражняясь и изучая боевую технику своих исторических прототипов. «Я никогда в жизни так не тренировался и не думаю, что нормальный человек будет делать то, что делали мы, - замечает Уэнам.- Мы были группой отчаянных людей, брошенных в экстремальные обстоятельства, и это замечательно, что, как в настоящей команде, каждый поддерживал и подгонял другого на протяжении всех тренировок. Это был тяжелый процесс, но он доставлял удовольствие».
В течении второй ночи подряд Уэнам снимается в сцене битвы спартанцев с Бессмертными царя Ксеркса. «Парни-статисты и пять главных актеров здесь уже около пяти месяцев, - говорит он. – Остальные актеры тренировались три месяца и прошлой ночью я получил первую возможность действительно развернуться. Это похоже на облегчение, как «Yesss!», потому что я, наконец, делал то, о чем собственно фильм: экшн!»
ПЛАНЫ БИТВЫ
Дилиос – единственный из спартанцев, который выживает в битве. Он пересказывает легендарную историю греческим воинам, которые отправляются на войну. «Мне нравится, что он – рассказчик, - отмечает Уэнам. - Я люблю рассказывать истории, а эта история – просто сказочна. Так что фильм разворачивается через его восприятие и это меня невероятно привлекает». И все же остаться единственным спартанцем для Дилиоса – сложное испытание.
«У спартанцев совершенно другая ментальность, - объясняет Уэнам. – Они желают только одного – положить свои жизни за свой народ. Изначально, я думаю, Дилиос испытывает странное чувство вины из-за того, что он единственный из трехсот не отдал свою жизнь за общее дело. Его послали домой, чтобы он все рассказал и поднял войска. Он принимает эту задачу с великой гордостью, но в то же время здесь намешано разочарование и вина, поскольку он не пожертвовал собой».
Он соглашается, что Дилиос, должен испытывать те же самые эмоции, что и камикадзе-летчики времен Второй Мировой, которым внушили мысль, что они должны умереть за свою страну, но шанса подобного не предоставили. «Спартанцы воспитывались в этом духе – величайшей жертвой для них считалась смерть во имя Спарты. И Дилиос был лишен этого права!»
Своей любимой сценой Уэнам называет обращение Дилиоса к греческим воинам, которое замыкает круг повествования о Фермопильской битве. «Это большая речь в конце, она произносится спустя год после основных событий фильма, - говорит Уэнам. – По существу, прошло время, и история о трехстах вдохновила десятки тысяч на то, чтобы самим подняться и отомстить персам. И Дилиос в основном возглавляет эти войска. Это классическая вдохновляющая речь в духе «Генри Пятого».
Уэнама особенно не беспокоит то, что он играет античного героя. «Мы не создаем историческую картину, - указывает он. – В этом случае люди будут изучать материал годами. В основе же нашей работы лежит графический роман. Я не должен был обращаться к историческим книгам, чтобы изучать этот материал. Первоисточником у нас был графический роман Фрэнка, и все мы вдохновлены этим».
После Дилиоса, такой физической роли в таком физическом фильме, не тоскует ли Уэнам по более спокойным, безмятежным сценам? «Все зависит от того, в какой день вы меня спросите об этом, - полагает он. – Мне нравится это физическое напряжение, но временами, я предпочел бы играть в пьесе, посиживая на сцене, не произнося ужасно огромных речей и попивая чашечку чая. Меня привлекают самые разнообразные вещи и у меня очень эклектичные вкусы, так что я не замыкаюсь на чем-то одном».
На первый взгляд «300» имеет много общего с «Властелином Колец», но Уэнам отвергает любые сравнения. «Они кажутся подобными, но на самом деле весьма отличаются друг от друга, - говорит Уэнам. – Это все равно, как сравнивать фрукт и овощ. И то и другое – еда, но еда совершенно разная. «Властелин колец» и «300» стали для меня увлекательным опытом, но по совершенно разным причинам. Здесь мы с самого начала учились драться, мы не учились хореографии. Мы учились драться по-настоящему, так что, когда на площадке нам необходимо было изобразить кусок хореографии действия, все просто вставало на свое место. Мы не должны были слепо повторять шаг за шагом».
Так же потребовалось немного времени, чтобы привыкнуть к спартанским «экономным» костюмам. «Они очень скудные, но со спартанской точки зрения они здорово смотрятся, когда их плащи в движении, - говорит Уэнам. – И они намного предпочтительнее, чем то, во что одеты персы – в этих нарядах очень жарко. Три месяца назад, до того, как я прочитал графический роман, мои представления о том, как должен быть одет Дилиос были совершенно иными. Потом я прочитал «300» и подумал: «Ничего себе…» Но три месяца тренировок заставили нас забыть об этой стороне дела, и мы теперь чувствуем себя более комфортно в наших костюмах».
Актеры переняли общий английский акцент, который объединил все национальности. «Это будет сверхъестественный фильм, потому что на экране соберутся сразу и шотландец, и ирландец, и британец, и австралиец! - смеется Уэнам. – Мы все – выходцы из стран Содружества, так что для нас не составляет труда говорить с английским, исконным акцентом, что является вполне естественным выбором. Только в этом случае публика не будет отвлекаться и сможет наслаждаться историей».
После завершения «300» (премьера назначена на 9 марта), Дэвид Уэнам шутит, что его цель - наконец-то, после трех лет, найти солнце. «Я собираюсь лежать на пляже! Каким-то странным образом я пропутешествовал по миру всю эту зиму. За последние три года у меня не было лета. Я был в отъездах от зимы до зимы. Я из Австралии, мне необходимо солнце!»
Перевод Neil- Сказочницы.
Оригинал 1.
2.
3.
4.