ДОКУМЕНТАЛИСТИКА ТОРЖЕСТВУЕТ ТАМ, ГДЕ ПРОИГРАЛА ЖУРНАЛИСТИКА
Журналистика, особенно зарубежные репортажи, насквозь пропитана мифологией. Главный миф – подлинность репортажа: репортер воспринимается как свидетель несправедливости и ужаса, ведь только так мир может узнать правду.
То, что произошло в Восточном Тиморе один из примеров того, как журналистам выкручивают руки. И это никто никогда не скрывал.
“Осада” - мощный документальный фильм о беспорядках в Восточном Тиморе, которые мировая пресса предпочла обойти вниманием, на которые ООН не сумела быстро и адекватно отреагировать, и только мужество немногих, в том числе журналистов, могло предотвратить еще одну кровавую бойню.
Десятилетия Восточный Тимор не появлялся на радарах мировой прессы. И все же, то, что происходило там, ужасало посвященных. Некогда Восточный Тимор находился под властью Португалии. Португальцы ушли оттуда в 1975, и остров сразу же был захвачен Индонезией. Оккупация продолжалась 24 года. За все это время (данные внешних источников) около 200 тысяч восточных тиморцев были убиты или умерли от голода. Это составляет приблизительно одну треть населения. Но мир этого не замечал. В основном потому, что восточные тиморцы, которые вели партизанскую войну против оккупантов, были коммунистами, так что, противостоящая им Индонезия получала большую поддержку. Едва ли кто-нибудь ездил в Восточный Тимор, чтобы взять интервью у тех, кто боролся против оккупации.
В «Осаде» мы знакомимся с Кирсти Сворд, австралийской журналисткой, одной из немногих медиа-фигур, которые пытались осветить ситуацию. Сворд встречается с лидером сопротивления, Ксананой Гусмао и между ними возникает тесная личная связь. Ситуация довольно необычная – журналистка попадает под обаяние революционного лидера, полностью проникается верой в справедливость его дела и начинает открыто помогать ему.
К концу 1990ых судьба индонезийской диктатуры в Восточном Тиморе, казалось, была предрешена. В фильме мы видим одного из индонезийских чиновников, который иронизирует, описывая ситуацию: «Да, у нас есть проблема в Восточном Тиморе. Но это всего лишь камешек в ботинке. Больно, неприятно, но это не мешает идти дальше».
В 1999 году ООН организовала референдум. Жители Восточного Тимора должны были решать, выбирают ли они автономию в составе Индонезии или полную независимость. Референдум был организован поспешно, однако четыре из пяти восточных тиморцев выбрали полную независимость. И все же ситуация не разрешилась мирным путем. Сразу же после голосования, вооруженная индонезийцами милиция бросилась уничтожать экономику страны – жечь, грабить и убивать. Они расплатились со сторонниками сопротивления за все. В фильме появляется один из руководителей восточнотиморской милиции, который прямо приказывает своим людям хватать сторонников независимости и, если потребуется, расстреливать их.
То, что произошло далее, составляет сердцевину замечательной истории, рассказанной в «Осаде». Около двух тысяч восточных тиморцев нашли убежище на территории базы ООН. Милиция держала базу в осаде, ничуть не скрывая своих намерений. В Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке царила паника, ситуация вышла из-под контроля. Находившиеся в Восточном Тиморе ооновцы не в силах были защитить беженцев, им было приказано эвакуироваться.
Канадец Колин Стюарт был одним из тех, кто не подчинился приказу. Как объясняет Стюарт, он не мог уехать, потому что обещал голосовавшим людям, что ООН обязательно защитит их в случае, если они выберут независимость.
Именно Стюарт и Сворд в числе немногих других, начали кричать на весь мир о помощи Восточному Тимору, которому угрожала чудовищная резня. Итогом их работы стало то, что описывается как «самое быстрое вооруженное вмешательство ООН за всю историю».
Снятая Манфредом Бейкером «Осада» рассказывает душераздирающую историю Восточного Тимора со страстью и драматизмом. Ничуть не утрируя ни героизм, ни ужас фильм демонстрирует тонкое понимание того, что же произошло в этом крошечном уголке мира, там, где журналистика и самые могущественные страны мира потерпели поражение.