Начальные сцены новой двухсерийной драмы ABC , «Испытание огнем», врезаются в сознание с шокирующей ясностью и мастерством.
1999 год. Горный пейзаж Восточного Тимора. Милиционеры останавливают автобус. Страх пассажиров ощутим.
Молодого человека вытаскивают наружу, хлещут мачете и волокут прочь.
В следующую секунду мы уже в Брисбенском полицейском участке, Марк Уолдман (Дэвид Уэнам) пытается уладить типичные неприятности своего дня: кто-то занял его парковочное место, поэтому он опоздал.
Очень скоро он отправится в Дили в числе сотен австралийских добровольцев наблюдать за процессом регистрации для голосования. Однако прямо сейчас его волнуют его собственные проблемы.
Электрическая смесь личного, политики и драмы – вот что отличает работы Кэтрин Томсон, одного из лучших австралийских сценаристов.
«Без хорошего сценария вам делать в кино нечего, - говорит Томсон, чей впечатляющий послужной список включает «Мэйвис едет в Тимор». Пьеса, непосредственно связная с этим проектом. – «Барбара (Сэмюэлс, канадская писательница и продюсер) пришла к идее создать фильм о полицейских добровольцах в Восточном Тиморе. Она была знакома с одним из канадских полицейских, которые прошли через это. А я как раз только что закончила «Мэйвис». Она предложила мне поработать вместе».
Первоначальная идея воплощалась в жизнь около двух лет, в течение которых сценаристы и другие участники команды проделали огромную работу.
Канадского полицейского играет звезда из Квебека, Изабелль Блейз: она не только харизматичная актриса, но так же является лидером популярной рок-группы “Caiman Fu”.
Среди актеров – восточно-тиморские активисты, Алекс Тилман и Жозе да Коста. Тилман играет Исменио Соареса, друга которого выволокли из автобуса и убили. Да Коста, которого после резни в Дили схватили и пытали индонезийцы, сделал экстраординарную работу, изобразив злобного милиционера.
Как и все остальные восточные тиморцы в этом сериале, никто из них не имел актерского опыта.
«Я уже забыла, насколько они естественно хороши в игре, - говорит Томсон. – Их культура устна, повествование – неотъемлемая их часть. На роли тиморцев были выбраны люди, которые живут сейчас в Австралии. Я думаю так же, что Джессика Хоббс – совершенный выбор на роль режиссера фильма. Она была великолепна на всем протяжении работы над проектом. Они устанавливали камеры и освещение прямо в репетиционной комнате, чтобы сразу показать актерам, что будет происходить. «Сначала мы снимаем общий план, потом прерываемся и снимаем крупный, но это не значит, что вы что-то делаете не так, если мы останавливаемся». Дэвид Уэнам принимал участие в этом обучении, я думаю, он видел в этом свою ответственность».
Дэвид Уэнам и Алекс Тилман в в фильме "Испытание огнем"
Ответственность – вот слово, которое неотделимо от «Испытания огнем». Австралийские полицейские-добровольцы в Восточном Тиморе представлены двумя персонажами, но они невероятно типичны, говорит Томсон.
«Дэвид Сэвидж был федеральным офицером, который ездил в Тимор и Мозамбик. Он четыре года проработал в ООН следователем в Комиссии по Преступлениями в Восточном Тиморе. Мы взяли за основу его книгу «Танцуя с дьяволом». Он просто классический образец австралийского добровольца, и связь между ним и главным героем вполне очевидна».
Ответственность, в наше время, когда ABC буквально выцарапывает каждый пенни, исходит от людей вроде исполнительных директоров Робин Кершоу или Сандра Леви или редактора Тима Рай.
«Если бы не эти люди, ничего бы не вышло, - говорит Томсон. – Все это с одной стороны вселяет в меня надежду, а с другой – отчаяние. Есть деньги, но нет политической воли. Нет понимания, что эта драма не только рассказывает о людях, она учит нас пониманию души нации. Я помню, когда я писала сценарий для сериала GP, все закончилось тем, что была создана специальная комиссия, расследующая случаи педофилии».
Нет, «Испытание огнем» ни в коме случае не поучение, или что-то в этом духе. Повествование неумолимо и пронзительно.
Это подобно фильму «Аполлон 13»: вы прекрасно знаете, что должно произойти, но не в силах сдвинуться с места в надежде или в страхе, что финал будет другим.
Для Восточного Тимора финал – резня, пытки, насилие, ужас и, наконец, – независимость. Финальные титры напоминают нам, что за время оккупации страны индонезийцами около одной трети населения были убиты. А во время того памятного голосования мы вживую наблюдали за зверствами по ТВ. Но мы по-прежнему делаем реверансы Джакарте. Время, выбранное ABC для съемок этого сериала, как нельзя удачно. Австралийцы чувствуют очень тесную связь с Восточным Тимором, нравится ли это правительствам или нет, - говорит Томсон. - Отчеты ООН, опубликованные шесть месяцев назад предельно ясно говорят о том, что случилось. Даунер (Министр Иностранных Дел Австралии) получил по заслугам. Мы не можем отвернуться от всего этого. Будем надеяться, что фильм вызовет бурную реакцию в обществе».
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь