Новый мини-сериал ABC о Восточном Тиморе может быть отмечен всплеском интереса общественности.
Восточный Тимор в тысячах километрах отсюда, но здесь, на влажном побережье Голд-Коста, всего в сорока пяти минутах езды от Царства Грез я оказываюсь в окружении тропического леса, домиков с соломенной крышей и людей, говорящих на португальском. Я нахожусь на съемочной площадке «Испытания огнем», восьмимиллионной австралийско-канадской драмы, с Дэвидом Уэнамом в главной роли, о событиях 1999 года, когда Восточный Тимор выстоял перед угрозой террора и проголосовал за независимость на организованном ООН референдуме.
Все счастливы: этим утром была снята очень важная сцена и актеры и команда, включая множество улыбающихся восточных тиморцев-статистов отправились на ланч.
Восточный Тимор и Австралия связаны кровью. Очень хорошо об этом говорит персонаж Уэнама: «Восточный Тимор спас наши задницы от японцев во время Второй Мировой войны, а потом мы в 1975 году стояли сложа руки и позволили индонезийцам захватить эту страну. Мы сильно задолжали этим людям».
Прекрасный двухсерийный проект ABC невероятно далек от типичных полицейских драм. Превосходно снятый, душераздирающе сыгранный фильм вселяет надежду на возрождение интереса общественности к австралийской драме.
Сюжет вращается вокруг Марка (Уэнам), австралийского полицейского, который отправляется добровольцем с миссией ООН. Вместе с канадским офицером, Джули (в исполнении канадской актрисы Изабелль Блейз) и юным местным переводчиком, Исменио (Алекс Тилман) он контролирует регистрацию восточных тиморцев и гарантирует безопасность во время голосования.
Настойчивая и энергичная Джули очаровывает Марка. Она часто оспаривает его решения и даже захватывает инициативу, в определенный момент тайно вступая в переговоры с бойцами ФРЕТИЛИН – сторонниками независимости.
Но как только результаты референдума оглашены, ооновцы вынуждены эвакуироваться из Восточного Тимора, поскольку милиция, поддерживаемая индонезийской военщиной, начинает резню сторонников независимости. В одной сцене кричащие тиморцы, с детьми на руках, бросаются на колючую проволоку, пытаясь ворваться на территорию миссии ООН, чтобы спастись от обстрела милиции.
Марк мучается чувством вины и неспособен вести нормальную жизнь. Спустя несколько месяцев он возвращается в Восточный Тимор, чтобы восстановить справедливость и найти тех, кто остался жив. Джули, на другом конце света, испытывает те же чувства. Она возвращается тоже.
История Марка была основана на судьбе Дэвида Сэвиджа, австралийского офицера ООН, который на протяжении пяти лет пребывания в Восточном Тиморе вел дневник. Но за исключением телевизионного появления Министра Иностранных дел Александра Даунера (которого Уэнам, в образе Марка, очевидным экспромтом называет «членоголовым»), все персонажи «Испытания огнем» являются вымышленными.
«Марк - хороший человек, ветеран нескольких миссий. Им движет неудержимый импульс – помогать людям. Он понимает, что нынешняя миссия – не прогулка в парке, но его уверенность в себе серьезно подорвана. Он – полицейский, который приехал сюда, чтобы защищать людей, и он не смог сделать то, что должен».
Восточных тиморцев для фильма набирали по всей стране. Блиц-кастинг проводила режиссер фильма, Джессика Хоббс. Особенно впечатляет Тилман, в первой в его жизни роли страстного Исменио.
Сторонник независимости, он возвращается из университета Джакарты и сразу же сталкивается в жестоком противостоянии со своим кузеном Сико (Жозе да Коста), лидером местной милиции, которого питает старая семейная вражда.
Подлинность всегда была приоритетом для Сэмюэлс, которая задумала «Испытание огнем» после встречи с канадским полицейским, только что вернувшимся из Восточного Тимора. Она признается, что «слишком поздно прониклась этой проблемой». В отличие от австралийцев, которым история Восточного Тимора истерзала душу, канадцам она бесконечно далека.
Работая над сценарием Сэмюэлс объединилась с Кэтрин Томсон и побывала в Восточном Тиморе в 2003 году. Пара интервьюировала всех подряд, от тяжеловесных политиков до «вдов с гор». «Мы стучались в двери, - рассказывает Сэмюэлс. - Нам открывали и мы разговаривали. Люди спрашивали: «Документальный фильм?» «Нет, художественный» и они были поражены. Люди проявляли удивительный энтузиазм и волнение в наших беседах. Для них была очень важна идея, что мир узнает об их истории. Они все время повторяли: «Пожалуйста, расскажите о нас». Так что Кэтрин и я подумали, Боже, если мы что-то сделаем не так, мы будем нести моральную ответственность».
В этих интервью сценаристов особенно интересовали нюансы, которые помогли бы понять психологию милиционеров. Некоторые из них действительно имели про-индонезийские симпатии, но большинство было обычными наемниками, которыми руководил либо страх, либо самые низменные инстинкты. «Ты чувствуешь себя полным дерьмом. У тебя нет ни малейшего чувства собственного достоинства. И вот тебе в руки дают оружие и позволяют безнаказанно творить насилие. Что тебя может остановить? Именно это мы и попытались показать в образе Сико»
Уэнам надеется, что «Испытание огнем» исправит блаженное неведение австралийцев относительно положения нашего северного соседа. Согласно отчетам ООН за этот год половина населения страны страдает от недостатка питьевой воды, шесть процентов младенцев умирают сразу после рождения, продолжительность жизни составляет 55 лет. Что еще более важно, сериал выходит в эфир на фоне сообщений о новых беспорядках в Восточном Тиморе.
Уэнам так же надеется, что «Испытание огнем» внесет свой вклад в решение еще одной тяжелой проблемы: австралийский контент на ТВ. Хотя бы здесь есть повод для оптимизма. По общему признанию, отечественное ТВ переживает тяжелый кризис. В этом финансовом году запланировано 16 часов новой австралийской драмы. Это конечно гораздо больше, чем три часа в прошлом году, но все же невероятно далеко от триумфа начала 1990ых и их хитов “GP” и «Полицейский отряд спасения».
Уэнам, взлет которого связан с ролью Дайвера Дана в сериале ABC “SeaCgange”, призывает индустрию поддерживать саму себя и «получить право на неудачу».
«Единственная попытка не всегда может быть победой, - говорит он. – Мы должны признать, что австралийская драма имеет право терпеть неудачу. Больше всего я хочу, чтобы люди посмотрели «Испытание огнем», потому что это замечательная история, невероятно хорошо рассказанная. Поможет ли это возродить отечественное телевидение? Надеюсь, что мы достигли дна, и теперь настало время подниматься вверх».
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь