«Лучший человек» пробует принести новую глубину истории обреченного наркокурьера Вана Нгуена.
Волнующая драматизация истории вьетнамского австралийца Вана Нгуена, чья судьба поляризировала общество.
Фактически панихида по Ван Нгуену проходила совсем неподалеку от того места, где Ремай Хайи, сыгравший в фильме 25-летнего австралийца, казненного в Сингапуре в 2005 году за перевозку наркотиков, рассказывает о вещах, которые показались бы ирреальными для любого актера, чего уж говорить о дебютантах.
Чуть раньше сегодня была отснята эмоциональная сцена похорон. Само собой, присутствие Ремая на площадке не требовалось. К тому же это был его первый свободный день на этой неделе, а, значит, возможность отдохнуть и подготовиться к новым съемкам. Но он пришел, чтобы «посмотреть на свои похороны».
Накануне была снята удушающая сцена прощания Вана с его матерью, братом, друзьями и сроднившейся с ним командой защитников. Сингапурские власти отказали матери Нгуена в праве обнять её сына. Но они смогли соприкоснуться руками через отверстие в стеклянном экране.
По его просьбе мать Хайи приехала посмотреть на работу сына. «Я попытался объяснить, что за сцену мы снимаем», – рассказывает он.
«Я начал говорить и на полпути почувствовал, что задыхаюсь», – вспоминает он.
Двухчасовая драма возвращает канал SBS к производству фильмов впервые после «Восток-Запад 101». Сценарист и режиссер фильма – Хоа До, который как и Ван Нгуен приехал в Австралию в качестве беженца в 80-е годы. Сюжет основан на реальных событиях и следует за судьбой молодого человека, пойманного в аэропорту Чанги с почти половиной килограмма героина.
Смертный приговор спровоцировал шумную кампанию, в которую были вовлечены правозащитники, адвокаты, правительства, чьи мольбы о помиловании остались без ответа. Нгуен был казнен 2 декабря 2005 года.
Несмотря на широкую огласку дела (кроме того известен потрясающий документальный фильм «Просто наказание», 2006 года), обстоятельства злополучной поездки Вана в Камбоджи и его последующий арест были освещены поверхностно.
«Её подавали без должной глубины и изучения», – рассказывает продюсер фильма Стефен Корвини. – «Это, прежде всего, история семьи. И в большинстве азиатских культур в каждой семье есть главный кормилец. Ван слишком серьезно принял на себя эту роль».
«Ким (мать Нгуена) была типичной мигранткой, которая делала все, что в её силах. Она обеспечивала своих детей жильем, одеждой, образованием. Но проблема в том, что она всегда оставалась только обычной чернорабочей, которая не могла много времени проводить дома. И Ван тоже делал то, что было в его силах. Когда его брат Хоа угодил в неприятности с полицией, на Вана свалилось еще больше ответственности. Он мог бы стать неплохим предпринимателем – умный, интеллигентный, популярный парень, который очень серьезно относился к своим деловым обязательствам, ну, не без ошибок, конечно. Мне кажется, это никогда не освещалось в прессе. Он все делал во имя семьи. Это совсем не значит, что он стал бы наркобароном. Так сложились обстоятельства. Он был так наивен. Он даже не знал, сколько денег ему должны заплатить за перевозку наркотиков».
«Он был ребенком, который совершил ошибку. Никто не отрицает, что он совершил эту ошибку. И, прежде всего, он сам это не отрицал».
В самом начале работы над проектом До вошел в контакт с матерью Вана. Она отказалась принимать участие, но выразила надежду, что фильм правдиво покажет историю её сына и всю тщетность смертной казни.
«Никто не забывал, насколько болезненна эта история была для семьи Вана», – говорит Корвини.
Хотя Хайи вырос в совершенно других условиях, нежели Нгуен, он провел немало времени во вьетнамском районе Кабраматта в Сиднее, «изучая вьетнамскую культуру, потому что я знал, что этому нужно уделить особое внимание. Я хотел подойти к этому с максимальным уважением».
С помощью До и его жены, Хайи выучил вьетнамские диалоги, которые были использованы в фильме.
Название фильма, по словам Хайи, является ссылкой на ту трансформацию, которую пережил Нгуен за три года в тюрьме.
Найдя силы в религии, «он беспокоился не о себе», – рассказывает Хайи. – «Он хотел быть уверенным, что его брат не будет испытывать чувство вины и сможет жить полноценной жизнью, что его мать справится без него, что его друзья будут улыбаться при воспоминаниях о нем».
«В творческом плане это весьма сложный сюжет», – добавляет Корвини. «Мы знаем, каким будет конец, и мы теряем главного героя, заключенного в тюрьму, почти на половину фильма».
В этом смысле фильм «Объединение 93» было моделью того, как иметь дело с публикой, уже знающей концовку.
После того, как Нгуен попадает в тюрьму, драма меняет фокус – от Нгуена к Джулиану МакМаону (Дэвид Уэнам) и Лексу Лазри (Брайан Браун), высококвалифицированным мельбурнским адвокатам, которые встали на защиту Вана, и к его семье и друзьям.
Весьма спорный опрос одной из газет накануне казни Нгуена полагал, что приблизительно 55% австралийцев были согласны с приговором и только 44% выступали категорически против.
И все же Корвини говорит, что он был бы очень сильно удивлен, если люди, посмотрев этот фильм, будут настаивать на том, что смертная казнь – необходимая вещь, он верит, что его важность как раз в том и состоит, что аудитория будет способна изменить свое мнение.
Хотя нет сомнения, что адвокат, сыгранный Брауном категорический противник смертной казни, сам актер говорит, что фильм не о том, что правильно, а что не правильно. Фильм о том, как устроен мир.
«Он дает возможность осознать, насколько тесно люди связаны со своей семьей, когда такое происходит. Когда ребенок звонит по телефону своим родителям, все, о чем они могут думать: что случилось? А это может случиться с любым из нас. Попался с наркотиками в Сингапуре? Упал с крыши? Фильм заставляет остановиться и задуматься о трагических вещах, с которыми люди сталкиваются в жизни».
Оригинал здесь.
Перевод Neil-Сказочница