Автобиографическая комедия Луиса Нора «Так поступают все» начинается в темноте и в темноте заканчивается. Свет и жизнь исходят в основной части от сценических рамп. Вот где Нора-персонаж, Льюис, пытается поставить пьесу. Этот процесс и называется «Так поступают все». Это сильный образ и сильное утверждение. По ходу пьесы кто-то может даже сделать вывод, что Нора утверждает – жизнь и свет могут исходить только от театра, все остальное - темнота.
Но «Так поступают все» Льюиса не такая уж нормальная театральная постановка, если только вообще существуют нормальные театральные постановки. Льюис нанят администрацией клиники для душевнобольных, чтобы режиссировать пьесу с пациентами. Один из них, Рой, маниакально-депрессивный больной, имеет давнюю мечту сыграть в опере Моцарта “Cosi fan tutte” («Так поступают все») и настаивает, что делать это нужно здесь и сейчас.
Несмотря на заявления Льюиса, что ни один из актеров не может петь или понимать итальянский, Рой находит эти требования пустыми условностями, и они немедленно приступают к работе. «Так поступают все» весело начинает свой путь.
Рой Барри Отто – дивное создание. Эти его тики, навязчивые идеи, руки, выбрасываемые к небу в театральном экстазе, устремляющиеся в космос, словно он хочет ухватиться за земной эфир. Его целеустремленность никогда не ослабевает, его восторг, его отчаянье дает сцене хрупкую остроту, которая одновременно и патетична и велика и отчаянно печальна. Но более того, он очень забавен.
И он не один такой. Есть Дог Дэвида Уэнама, пироман. Он пронзает воздух зажженной сигаретой, разбрасывает вокруг горящие спички, как множество золотых искр, и в его глазах и в заморенном голодом тощем маленьком теле, на котором колосится раненная морковная голова есть свет безумия. И все же если смотреть на него с дотошным вниманием к деталям можно увидеть, что этот актер создает своего Дога раненным изнутри, человечным, гордым и глубоко потерянным.
Еще есть работник патронажа Дэвид Филд (которого публика встретила с ненормальным стоном узнавания), скрытный Генри Боба Бейнса, маниакально-депрессивная (проходящая через тысячу кризисов) Шерри Селии Ирленд. Фактически, благодаря актерском составу, с готовностью и пониманием отозвавшемуся на щедрый юмор Нора и режиссерское виденье Адама Кука, «Так поступают все» представляет мир экстраординарнейших и самых обычных людей и, кроме того, это забавнейшая комедия положений.
Но даже комедия положений, которая очень забавна, хорошо написана, хорошо сыграна, хорошо отрежиссирована, покажется слишком долгой, если её хаотичные действия будут продолжаться 3 с половиной часа. Тут понадобится нечто большее, чем юмор, чтобы удержать интерес зрителей.
И в «Так поступают все» есть намеки на это. Иррреальность здесь – это внешний мир, мир, который лежит за пределами театра, за пределами клиники. Там где свиньи визжат в ужасе, потому что их безжалостно режут, где запах скотобойни – парфюм, витающий по двору Льюиса, где Моцарт – реакционный фашист, а постоянство и преданность – пункты договорных обязательств в человеческих отношениях.
Намеки на то, что темнота, которая лежит за пределами света – это реальный мир. «Так поступают все» - вторая часть автобиографической трилогии Нора. Третья часть теперь двинется в эту темноту?
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь
Галерея
Подробнее о постановке