w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
12 февраля 2005 г.
The Age

Джо Робертс

ВЫПУКЛАЯ ВЫДУМКА ПРОЖЖЕННОГО РОМАНТИКА

Cyrano

Его называли сексуальнейшим мужчиной Австралии. Его заметные роли в таких фильмах, как «Парни», в двух частях «Властелина Колец», в «Мулен Руже» сделали из него международную звезду. Но те, кто наедятся наслаждаться красотой Дэвида Уэнама в его следующей роли, останутся с носом.

Уэнам готовится к первому за последние три года театральному выходу в постановке Мельбурнской Театральной Компании «Сирано де Бержерак», в роли трагического поэта – воина, который самокритично заметил: «Мой нос входит в комнату за 15 минут до меня».

Бедный Сирано. Французский драматург Эдмон Ростан создал один из самых романтичных и душераздирающих литературных образов, когда выпустил «Сирано де Бержерак» на сцену в 1897 г. Он так же создал и, вероятно, самого знаменитого задиру, которого сам описывал не иначе как «уродец».

Но внутренняя красота Сирано, в конечном счете, превосходит физическую. Его любовь вознаграждается Роксаной, хотя бы и на последнем предсмертном вздохе, и это, помимо всего прочего, делает образ совершенно неотразимым.

«Мне всегда нравилась эта пьеса, всегда нравилась история, всегда нравился персонаж, - говорит 39-летний Уэнам, последним появлением которого на сцене стала роль в постановке МТК «Дикий Запад» в 2002 г. – Я думаю, это действительно прекрасная история, очаровательный этюд внутренней красоты, той, что скрыта от глаз. Для актера это чрезвычайно заманчивая роль. Роль, бросающая вызов. Это сложный и комплексный персонаж».

Вот почему художественный режиссер МТК Саймон Филлипс, не хотел видеть никого другого в роли Сирано.

«Я начал говорить Дэвиду об этой роли еще тогда, когда он работал здесь, в «Диком Западе». Я всегда думал только о нем в связи с этой пьесой! - говорит Филлипс, который режиссирует спектакль. – Это одна из тех пьес, которую невозможно поставить, не найдя самого подходящего исполнителя на главную роль. И это под силу только Дэвиду – привнести в роль Сирано одновременно и романтизм, и опасность».

За годы своей карьеры, охватывающей 25 фильмов, 20 телевизионных шоу и 16 пьес, подобный хамелеону, Уэнам доказал, что способен изобразить сентиментальность так же убедительно, как и сатанизм. От леденящего Бретта Спрага в «Парнях» (на сцене Сиднейской Гриффин Компании в 1991 г. и в фильме 1997 г.) до обворожительного Дайвера Дана в телесериале «SeaChange» и до испорченного наркотиками бедолаги Спитиери в «Сравнять счета» 2002 г., Уэнам и в самом деле, как Филлипс сказал о нем, «возможно, наш лучший молодой характерный актер».

Снимаясь для журналов в образе Сирано, Уэнам, потешаясь, нацепил на нос половинку булки и поддержал её, пронзив клинком шпаги. Но, конечно, чтобы стать Сирано, Уэнаму понадобится нечто большее, чем пропеченный клюв. Ему понадобится протезированный хобот.

Создателем «Сираноса» стал Ник Дорин, художник по протезному гриму. Дорин снял слепок с носа Уэнама, используя алгинат, производимый из морских водорослей, применяемых для отливки зубной формы, сделал гипсовый слепок и создал нос из пены латекса, учитывая многочисленные творческие пожелания Уэнама и Филлипса.

«Он должен быть реальной, ощутимой проблемой, он должен быть чудовищным (его должны видеть с задних рядов зала), он должен быть чем-то, что разрушает мужскую жизнь, - говорит Филлипс. – Первый нос, который мы сделали, был огромным. Потом мы поставили Дэвида у задней стены комнаты и… решили увеличить его еще больше».

Нос может быть своего рода метафорой всего спектакля, - экстравагантной феерии, которую сам Филлипс называет «громадина».

«Есть большой состав исполнителей, есть настоящая еда на сцене, есть грандиозная драка на шпагах в конце 1 акта, - говорит он. – И есть язык, особый язык пьесы, от которого у актеров пока голова идет кругом. Прямые диалоги, рифмованные двустишья, свободные стихи…»

Именно сложность «Сирано» и привлекла Уэнама. Он репетировал месяц в Мельбурне, мотаясь между театром и своим Сиднейским домом, который он делит вместе с подругой Кэйт Агнью и их двухгодовалой дочерью Элизой Джейн. Но подготовка началась за месяцы до этого в Сиднее.

«Я читаю пьесу. Я читаю её много раз. Это поглощает большую часть моих утренних часов. Я брожу. Я люблю гулять, прогулки позволяют мне погрузиться в такую сферу, где я могу свободно размышлять. Я могу делать это час, два, три. В это время я пытаюсь визуализировать то, что собираюсь сделать, визуализировать персонаж. Это дает мне важное преимущество, когда я появляюсь в репетиционной, тем более, что репетиционный период слишком короток для пятиактной пьесы. Это очень большое, эпическое произведение. Алекс Менглет, который так же участвует в постановке, был актером в России, прежде чем оказался здесь. Он сказал: «Это безумие. В России у нас было бы минимум шесть месяцев, чтобы подготовить этот спектакль».

Уэнам должен быть благодарен МТК за то, что она не ставит оригинальную версию «Сирано де Бержерака». Написанная всецело в стихах, она на протяжении 4 часов обольщала зрителей занимательной остроумной поэзией Сирано.

Версия, которая была принята к постановке МТК, адаптирована Эндрю Аптоном (мужем Кэйт Бланшетт) и Марион Поттс. Впервые она прозвучала на сцене Сиднейской Театральной Компании в 1999 г. Большая часть стихов сохранена, но, в целом, пьеса сокращена до 3-х часов. Сирано, по-прежнему в каждой сцене и это делает роль еще более сложной в смысле наложенных на Уэнама обязательств.

«Кинопроизводство, думаю, сравнительно облегчено в наши дни, - говорит он. – Некоторые поспорят, но, полагаю, что большинство актеров, перешедших из театра в киноиндустрию поддержат меня. Театрализация очень сложное дело. Но это прекрасное, стоящее дело. Существует реальное взаимодействие между публикой и исполнителем, чего явно не достигнешь в кино. И в театре ты полностью контролируешь развитие персонажа, что совершенно не мыслимо в фильмах».

Тем не менее, именно в кинопроизводстве Уэнам стал наиболее плодовитым. Его новый фильм «Три доллара» выйдет в апреле. Только что в северном Квинсленде закончены съемки «Предложения» (по сценарию Ника Кейва).

Фанаты, желающие увидеть Уэнама во плоти, тем не менее, могут воспользоваться шансом «Сирано», тем более, что других театральных планов, помимо этой роли у актера нет. «Думаю, когда я сделаю это, мой аппетит на какое-то время будет удовлетворен», - улыбается он.

Все же мельбурнские зрители остаются в выигрыше. Хотя и с длинным носом.

Cyrano



Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь.





 


Используются технологии uCoz