w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
2001 г.
THE EUROPIAN FILM REVIEW

"ПРАХ": РЕЦЕНЗИЯ

Производство Британия – Германия – Италия - Македония.
Сюжет, сценарий, режиссура – Милчо Манчевски.
В главных ролях – Джозеф Файннс (Элайджа) и Дэвид Уэнам (Люк).


Этот амбициозный фильм должен быть отмечен всеобщим вниманием, хотя бы за то, что пытается немного выделятся из категории подобной продукции. Если это, в конце концов, не сработает, то только потому, что он старается метить слишком высоко: простота повествования – это песня зрелости, еще вернее, чем простота литературного изложения. Сценарист и режиссер Милчо Манчевски прежде получил известность, благодаря своему фильму «Перед дождем» (1994 г.), и эта последующая работа подчеркивает его выдающийся талант.

Мелкий плут Эджи (Адриан Лестер) вламывается в пустой нью-йоркский дом в поисках легкой наживы, но к своему ужасу обнаруживает, что помещение занято пожилой леди, Анжелой. Она тотчас ломает ему нос, держит его на мушке пистолета и начинает рассказывать ему историю. С этого момента сюжет развивается в двух плоскостях: в первой разворачивается невероятная дружба между Эджи и Анжелой, а в другой – история, которую она пересказывает ему.

В неё вовлечены два брата-ковбоя, Люк (Дэвид Уэнам) и Элайджа (Джозеф Файнс), влюбленные в одну роковую женщину. Люк эгоистичный сорвиголова, которого мало заботит кто-нибудь, кроме него самого, срывается с места и уезжает в Европу в поисках приключений. Насмотревшись кинохроник о Турецкой войне, он становится наемником в Македонии, где объявлена большая награда за голову повстанческого лидера, известного под именем Учитель, который пользуется огромным авторитетом среди местного населения.

Самый большой недостаток «Праха» - двойное повествование, которое не позволяет ни одной сюжетной линии развиваться до должного уровня. Вероятно, это было навеяно «Титаником», впрочем, там это тоже не работало (просто все остальное в фильме настолько ужасно, что на такую ерунду не обращаешь внимания). Историческая часть рассказа так часто прерывается, что современная линия кажется более навязчивой, чем дополнительной. В то же время в характерах Люка и Элайджи чувствуется сыроватость. Особенно, что касается последнего, уже через первые полчаса фильма его едва воспринимаешь как главного героя.

И все же здесь есть на что посмотреть. Визуально захватывающая кинематография впечатляет. Здесь чувствуется явное влияние спагетти вестерна, только вместо мексиканцев – турки. Сразу приходит на ум другой фильм, замечательная и недооцененная картина Джона Хастона «Человек, который хотел стать королем», подобные приключения на востоке, поданные через ретроспективу. Уэнам (Фарамир во «Властелине Колец») и Файнс, чья роль кажется отголоском его впечатляющей работы во «Враге у ворот», оба ведут свои линии намного удачнее, чем можно ожидать, особенно, если учесть, что ни один из их персонажей особой симпатии не вызывает. Переломы в повествовании так же создают временами мощные, временами не очень, моменты волшебного реализма. Иногда почти на грани комичного: солдаты, участвующие в столкновении с Люком просто исчезают, когда Анжела и Эджи спорят из-за особенностей сцены. Еще более запоминается внезапное появление современного самолета, летящего над Элайджей, который стоит над скалистым обрывом.

Наконец, следует упомянуть, что «Прах» не из тех фильмов, где люди легко умирают. Одного кадра для этого не достаточно. Даже трех или четырех может не хватить, чтобы убить человека должным образом. Ярчайшая картина македонской истории – тела, разбросанные на камнях после страшной перестрелки. Сцена впечатляет еще больше тем обстоятельством, что многие из этих людей корчатся в агонии и все еще живы.

Перевод Neil-Сказочницы
Оригинал здесь


Подробнее о фильме "Прах"



 


Используются технологии uCoz