Давайте ставить «Эквус», это очаровывающее смешение противоречий, если не для того, чтобы поговорить о театре, то, хотя бы для того, чтобы порассуждать в классных комнатах.
Драматург Питер Шеффер говорит о пьесе, как о трагедии, представляющей собой столкновение двух истин.
В центре конфликта – конкурирующие силы страсти и разума, конфронтация между человеческим стремлением выражать мистический союз с жизнью и морализирующей ортодоксальной христианской религией. Или же, если поместить конфликт в границы фрейдовской парадигмы, столкновение между импульсами ид и ограничениями супер-эго.
Это противостояние персонифицировано в образах психиатра, Мартина Дисарта (сыгранного Шейном Бриантом) и его пациента, юноши по имени Алан (Дэвид Уэнам).
Они связаны между собой беспричинным, тяжелым преступлением, совершенным Аланом. Совершенно необъяснимо он ослепил шесть лошадей в конюшне, где работал по выходным.
Противоречия пьесы, тем не менее, далеки от лабиринтов интерпретаций. Духовное и светское чрезмерно намешано в пьесе. В процессе своего драматического развития «Эквус» местами глубок, а местами поверхностен. Пьеса генерирует моменты душераздирающей мелодраматичности, особенно в кульминации первого акта. И в то же время, она не избегает прозаических ухищрений сюжета и схематичного анализа.
По моему мнению, главный недостаток заключается в анализе Шеффера, что в свою очередь частично может быть объяснено тем фактом, что «Эквус» - продукт своего времени. Центральная дилемма более чем немного черпает вдохновение в анти-психиатрических идеях, популяризируемых в конце 1960ых Р. Д. Лейнгом.
Единственное решение, которое Дисарт и, я полагаю, Шеффер предлагает в пьесе представляет собой своего рода духовное выхолащивание, которое называется «нормальностью». Пьеса ограничена рамками этой точки зрения и позиционируется как трагическая дилемма работы.
Шеффер строит свою пьесу на растущем осознании Аланом своего преступления, но не позволяет этому процессу дойти до границ нормальности. Страсть не должна быть принесена в жертву правде.
И последнее противоречие «Эквуса» касается постановки пьесы Питером Уильямсом в театре Глен Стрит. Благодаря своей театральности пьеса выжила, несмотря на неразборчивую режиссуру и неадекватную игру актеров, всех за исключением Мелиссы Дэвис в роли Джил.
Шейн Бриант испытывает недостаток властности, зрелости и страсти, чтобы сделать Дисарта убедительным. Алан Дэвида Уэнама ничего не представляет из себя в частности. Он не вызывает ни подлинного гнева, ни симпатии. Линда Стоунер неадекватна в роли судьи Хизер Саломон. Нет ни тонкости, ни тайны в её подавляемых отношениях с Дисартом.
Остальные актеры трусят через все действие подобно лошадкам из пони-клуба, которые не способны перейти на галоп.
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь