Очередная отечественная криминальна лента ломает стереотипы. Empire общается со съемочной группой «Сравнять счета», пишет Крис Мюррей.
«Добро пожаловать в Голливуд по Голд-Костски», - восклицает член группы, сопровождающий Empire по бурлящей съемочной площадке «Я завязал» - второй картины Джонатана Теплицки.
Температура снаружи почти как в топке, а мы наблюдаем, как Дэвид Филд и Сэм Уортингтон репетируют сцену допроса, в которой ветеран дубасит головой восходящей звезды по столу и нашептывает ему в ухо далеко не сладкие словечки.
Голова Уортингтона стучит по столу, съемочная группа хранит молчание, пока Филд спокойно выдает садистские колкости, коррумпированного копа Эрни де Вирса, совсем непохожего на весельчака, который минутами позже будет объясняться в любви к Эдди Мерфи.
Камера медленно наезжает на лежащую голову Уортингтона, прямо в центр его неподвижного глаза. В нем отблеск борьбы человеческого инстинкта. Уортингтон фокусируется на объективе. Он позже объясняет, что пытался найти камеру, в которую ему было велено смотреть. «Без очков я не мог видеть эту чертову камеру, - смеется он. – Впрочем, в этом есть своего рода преимущество, я могу не отвлекаться на то, что происходит вокруг и это помогает сконцентрироваться на том, что я должен сделать».
Теплицки вежливо просит актеров и съемочную группу сделать еще несколько дублей, чтобы все получилось абсолютно верно. Филд смеется: «Эй, больше чем один дубль для австралийского фильма? Вполне достаточно!»
Позже Теплицки объясняет, почему он хотел переснять. «Это попытка выделить приоритеты. Я не хочу, чтобы оставалось чувство незавершенности. Здесь есть сильнейшие эмоциональные ритмы, и я должен их уловить. Иногда я верю в то, что актеров нужно обмануть – если мне не нравится то, что они делают. Я не считаю, что кинопроизводство это только актерское исполнение».
«Я завязал» с юмором повествует о честных ворах и бесконтрольных типах, которые пытаются пресечь их стремление встать на путь исправления. Конечно, это не рядовой австралийский фильм. Написанная Крисом Нистом, практикующим криминальным адвокатом, история рассказывает о товариществе, пагубных наклонностях, коррупции – все накладывается на причудливую канву квинслендского Голд-Коста.
«Эндрю Доминик (режиссер «Вертолета») посвятил меня в сценарий, - говорит Теплицки. – Диалоги были просто фантастичны. Персонажи Криса так прекрасно описаны: мы даже увидели здесь Варвика Каррера и некоторых других классических персонажей Голд-Коста. Конечно, Голд-Кост занимает значительную часть всего этого, в большей степени его подноготная, конечно, - проволочные заграждения и промышленные пейзажи. Это авантюрная картина, но авантюра сама по себе не самая важная вещь в фильме».
Уортингтон играет бывшего зека Барри Уирта. Он выходит из тюрьмы после 8 лет отсидки, но первый день свободы омрачается, когда Барри обнаруживает, что его брат оказался теперь в той же самой преисподней, куда он сам провалился лет десять назад, и работает на Чику Мартина, которого играет Гарри Свит. «Команду» Мартина составляет де Вирс Филда, внушительный детина с золотым сердцем (австралиец Джо Багнер) и хитрый отмыватель денег в исполнении комедийной ТВ иконы Ужасного Дэйва Грэя.
«В Голд-Косте есть нечто такое, он полон подобными персонажами, - объясняет Теплицки. – Опыт Криса привнес в фильм индивидуальность, и это позволило нам привнести в него известный элемент. С одной стороны мы не притягиваем внимание к «австралийскому», но мы и не пытаемся делать исключительно интернациональную картину. Не думаю, что это сработает».
«Крис нашел эти безумные персонажи в своей практике, они все абсолютно реальны, - добавляет Уортингтон.- Например, Ужасный Дэйв, он и в самом деле парень из разряда «забери мою жену, пожалуйста». И он все время пошучивал, хотя был настроен серьезно в работе. Я помню, мы делали с ним сцену ограбления, я слишком сурово обошелся с ним, физически. Он обернулся ко мне и заявил: «Слушай, приятель! Я уже старый человек, как я объясню эти синяки моей жене? Полегче, полегче!» Уортингтон смеется: «Или Джо Багнер – его руки размером с мою чертову голову! Но он запросто может получить звание «милейший человек на свете».
Наиболее яркий образ в «Я завязал» и один из самых заслуживающих внимания персонажей – сыгранный Дэвидом Уэнамом друг Уирта по заключению – Джонни Спитиери. Тощий, с впалым животом, его лицо разукрашено так, что любой служащий Мак-Дональдса позавидует и дополняет картину гардероб, который состоит из блестящих футбольных шорт и резиновых шлепанцев. Забудьте Дэвида Уэнама, которого вы видели шествующим по красной дорожке на премьерах – трансформация в милого наркомана, просто ошеломительная.
«Когда я прочитал сценарий, я немедленно увидел его потенциал, - объясняет Уэнам процесс создания этого далеко не стереотипного простака. – Тут были намешаны все мои жизненные наблюдения. Я провел много времени на Сиднейской Кингс Кросс. Там можно встретить такие фантастические персонажи, в которых соединяются и пафос, и замечательная эксцентрика, и великолепный юмор. Я знал с самого начала, как только прочел сценарий, как Джонни должен выглядеть».
По-существу, этот комедийный персонаж очень сильно отличается от работы Уэнама в «Парнях», «Молокае», «Двух башнях». И все же эта роль, которая, по признанию Уэнама, потребовала большего труда, чем это может показаться. «Я люблю играть комедийные роли, хотя нет ничего сложнее, чем создать действительно комедийный образ. Я думаю. Великие комедианты, я снимаю шляпу перед ними, поскольку заставить кого-нибудь смеяться гораздо сложнее, чем вызвать слезы или гнев или любые другие эмоции».
«Мне всегда виделось, что он был Джерри Льюис, а я – его Дин Мартин, - добавляет Уортингтон с усмешкой. – Для меня важно было достигнуть того баланса, который позволил бы Дэвиду делать то, что он делал. Чем меньше делал я, тем больше у него было возможности выдавать чрезвычайно забавный материал. И все это время массивное сердце Дэвида сияло сквозь персонаж, часть его характера всегда выходила наружу».
Высшая комедийна точка «Я завязал» - сцена в суде, где Спитиери допрашивается Криминальной Расследовательной Комиссией. Джонни выглядит совершенно твердолобым, больше интересуется, получит ли он деньги на проезд автобусом домой. Исполнение Уэнама – чистый фарс, украшенный всеми дефектами персонажа.
«Знаете, однажды утром, когда мы ехали автобусом на съемки, нам попался тот парень, и он решительно был Спитиери, - смеется Уэнам. – Он держал в руке изогнутую чайную ложку. Мы не могли использовать это в картине, потому что люди ни за что не поверили бы, что такое возможно. Но эта ложка вызывала неизбывное чувство сострадания. И в то же время это было так нелепо, как будто он её выгуливал».
В дополнение к местным талантам Теплицки пригласил титулованного британского актера Тимоти Сполла на роль отставного преступника Дарена Баррингтона, человека, которого больше волнует то, как услужить своей жене (сбросив вес или улучшив дела в собственном ресторане), чем нарастающее давление КРК или его старого врага Чики Мартина.
«Я испытываю огромное уважение к Тимоти, он феноменален, - говорит Уэнам. – Я верю, он играет по-настоящему легко. И у него прекрасная речь».
Фильм со скромным бюджетом в 10 млн. долларов, так же упражняется в стиле и текстуре. Предыдущая картина Теплицки «Лучше, чем секс» (в которой так же играл Уэнам) демонстрировал его визуальные изыски. В этом проекте он снова ищет определенный стиль и не боится говорить о своих пристрастиях.
«Я всегда был поклонником «Вне поля зрения», его недооценивают, но, возможно, это лучший фильм Стивена Содерберга, потому что в нем есть чувство ритма, - говорит он. – Меня очень интересует этот аспект фильмопроизводства. Здесь есть фактор сексуальности, здесь есть фактор прикольности. Думаю, не случайно после этого фильма Джордж Клуни был объявлен современным Кэрри Грантом».
Все же «Я завязал» это не бледное подобие фильма Содерберга. «Я очень хорошо представляю, что пытается сделать Джонатан, - говорит Уэнам. – Переполнить фильм, подобный этому суетливым и блестящим миром Голд-Коста – это было бы слишком. Джонатан очень умно выделил главное, чтобы добиться действительно поразительного эффекта».
«Он определенно знает, как руководить, - добавляет Уортингтон. – Он знает, что хочет и поэтому все идет как по маслу. Здесь есть уникальная свежесть, которая поднимает фильм над статусом обычной криминальной комедии. В прямом смысле слова, он человек, который рисует картины. Он рисует с помощью камеры».
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал 1
2
3