Для своего «Гамлета» Нил Армфилд подобрал блестящий актерский состав, пишет Джереми Экклес.
"КАЖДЫЙ в актерском составе может сыграть Гамлета… что за компания", - смакует режиссер Нил Армфилд.
Это всегда было первым принципом постановки, зарплата зависит от роли. Так что очень часто, вы можете отчетливо видеть, кто звезда, а кто нет. Так что, конечно, видимое равенство на сцене – это отражение политики оплаты в Белворе.
«Это заставляет актеров понять, что каждый из них должен быть настолько же сильным, насколько и правдивым, и любой разрыв связи – бедствие».
Было несколько попыток создать совершенный актерский ансамбль до Рекса Крэмфорна и в Сиднее, и в Мельбурне. Жан-Пьер Минон в Антхилле и более успешный Лайтхауз в Аделаиде приходят на ум. Только в последнем случае, в котором так же принял участие Армфилд, сначала было основано учреждение, а потом собрана группа актеров, режиссеров, дизайнеров, музыкантов и т. д. которые соответствовали бы требованиям и были готовы к эксперименту.
Спустя 10 лет Сиднейский Театр Белвор Стрит, спасенный благодаря своим потом заработанными средствами, избрав своим художественным руководителем Нила Армфилда, стал коллективом маленьким по размерам, но большим по своим возможностям: он способен предоставить своему режиссеру лучших актеров страны для регулярной работы. Кроме того, как говорит Армфилд, он постоянно пытается установить связь между зданием и организацией. И в этой постановке «Гамлета», самом примечательном спектакле десятилетия.
Так какова же роль Армфилда, как художественного руководителя и режиссера? Не угрожает ли коллективная культура Белвора его статусу? Репортажи из репетиционных красноречивы.
Некоторые актеры находят, что его застенчивое присутствие, загадочные взгляды поверх овальных очков и вездесущего пса Кевина доказательством того, что они сами делают всю тяжелую работу, в то время как он получает награды, такие как Премия Зеленой Комнаты за «Ангелы в Америке», «Далеко», «Ненависть». Другие же восхищаются этой свободой.
«Доверие и поддержка должны быть основой всего, что мы делаем в Белвор, - размышляет Армфилд. – У нас нет денег, чтобы оплачивать работу лучших актеров так, как они этого заслуживают. И лучшие компании всегда основывались вокруг актеров. Но кто-то должен принимать решения. Я никогда не был художественным руководителем прежде, я наслаждаюсь ответственностью, но я чувствую себя неуютно с большей частью структур компании».
«Вы всегда были негласным художественным руководителем», - спокойно добавляет одна из его команды, его Офелия, Кейт Бланшетт, ставшая популярной после фильма «Олина» и которая скоро появится в телевизионном сериале «Пограничный город».
«В течение репетиции я стараюсь оставаться неподвижным центром, - продолжает Армифлд. – Это парадокс, я думаю… проявление контроля, который предоставляет вещам самим формировать себя. Но это парадокс всего Театра Белвор. В «Гамлете» я приходил на репетиции только с энтузиазмом и чувством… что все, что происходит, должно быть основано на доверии. Без доверия ни один человеческий импульс не может быть правдивым… достаточно подходящим для репетиционного процесса. Так в любом прогрессивном проекте, страх уменьшается, доверие растет. Так часто простая шутка, брошенная из угла, может помочь пониманию. Нужно просто быть восприимчивым к этому».
Квинтэссенцией «Гамлета» Белвора, как подметили многие сиднейские критики, был не столько Принц Ричарда Роксбурга, который «смеялся, шутил, размышлял о самоубийстве и был опасно глупым», сколько Горацио Джеффри Раша.
Часто попросту голографический персонаж Горацио здесь вездесущ, как совесть Гамлета: «Я буду носить вас в глубине своего сердца». И как же этот образ далек от блестящих маньяков Раша в «Дневнике сумасшедшего» или в «Правительственном инспекторе» или в «Олине»!
«Я должен признать, что мне пришлось уговаривать Джеффри, чтобы заполучить его в Сидней, - объясняет Армфилд. – И я сказал ему, что он будет плакать в конце! Он так часто играл неврастеников, от которых зависела энергия шоу, что он серьезно беспокоился. Для его друзей это было ужасно видеть… его подавляемую силу. Горацио должен был оставаться неподвижным и слушать… он - уши публики в этой пьесе. Джеффри очень сомневался в себе. Но он настолько предан и доверчив. Я знал, что его личная способность быть хорошим другом придаст чрезвычайные качества дружбе с Гамлетом. И как результат – красота человеческого разума и потенциал человеческой природы, свидетелем которых Горацио является, приобретают особое звучание в пьесе».
Любовь и доверие в репетиционной полностью согласуется с любовью и доверием в спектакле. И когда вы смотрите на актеров Армфилда, включая Раша, Роксбурга, Бланшетт, Яцека Комана, Джиллиан Джонс, Ральфа Коттерила и Кевина Смита, Кейта Робинсона и Дэвида Уэнама, вы понимаете, что каждый из них не только сможет сыграть Гамлета, но и подняться гораздо выше!
В «Буре», которая гастролирует с «Гамлетом» по городам страны, но не вошла в планы МТК, некоторые этого конечно достигли…. тот момент, когда Барри Отто стал напоминать нам кто такой Просперо всякий раз, когда он появлялся на сцене! Как такое произошло?
«Мы слишком расслабились на репетициях, - был простой ответ Армфилда. – Это была успешная постановка 1990 года и я подумал, что будет легко повторить её успех. Хотя так оно и вышло, в конце концов. Проблема в том, что большая комедия вызывает ощущение смелой анархии. Но фактически, не важно, комедия это или трагедия, актер должен уметь ломать правила и быть непослушным. Но если актеры знают, что должны передать партнеру на сцене и доверяют друг другу, каждый вечер они могут импровизировать. И это единственная возможность сохранить ощущения, что все происходит словно в первый раз… Ну, и возвращаясь к Белвору, можно сказать, что мы вытягиваем энергию не только из актеров, но и из площадки. То, что сцена находится в одном углу повышает качество звука, в отличие от многих других театров. И это облегчает исполнение».
Теперь главный вопрос в том, насколько далеко позволят все эти качества Армфилду и Ко пойди далеко за пределы Белвора.
«Гамлет» ставится в Плейхаузе.
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь