w wenhamania
David Wenham in Russia
 


































  
David
Март 2009
The Spectrum

Тим Элиот

ХОРОШИЙ И ПЛОХОЙ

Если вы решите превратить скандальное ТВ - шоу Джерри Спрингера в оперу, будьте готовы к бурным реакциям и не только на сцене. Не удивительно, что звезда Дэвид Уэнам нервничает.

Среди многочисленных обвинений, раздающихся в адрес «Оперы Джерри Спрингера» (из-за носящего подгузники гея-Иисуса, танцующих куклуксклановцев и прочего богохульства), возможно, самым противоречивым является вопрос о точном количестве ругательств, которые звучат со сцены. Христианские фундаменталисты насчитали их приблизительно 8 тысяч. Создатель мюзикла, английский композитор Ричард Томас признался, что, возможно, их 2194. В то же время BBC называет всего лишь цифру 300, а британские продюсеры мюзикла утверждают, что их там всего 149.

Теперь, спустя шесть лет после премьеры в Лондоне у сиднейской публики появится возможность открыть свой собственный счет: премьера постановки Опера Хаус состоится в следующем месяце.

Описанная директором Сиднейской Оперы Ричардом Эвансом как «большая, неистовая и грязная» постановка – здесь над ней работает режиссер Гейл Эдвардс – представляет собой гиперкинетическое столкновение низкой культуры и высокого искусства, оперное исследование телевизионного хлама и его коронованного короля – Джерри Спрингера.

«Вы имеете дело с неверностью, странными сексуальными отклонениями, со всем тем, что придает сочность настоящему шоу Джерри Спрингера, полному насилия и непристойности, - говорит Дэвид Уэнам, который играет Спрингера, единственную непоющую роль мюзикла. – Я убежден, что здесь есть все элементы для того, чтобы вечер в театре оказался фантастичным».

Уэнам так же большой поклонник музыки, оперное великолепие которой дополняет грязное повествование, по словам лондонского Sunday Times, «подобно позолоченной кайме, обрамляющей грязные трусы».

Опера вошла в историю, выиграв все четыре лучшие британские музыкальные награды (Oliver, Evening Standard, Critics’ Circle и What’s On Stage) и повлекла за собой поток вокально-танцевальных феерий вроде «Китинг!» или «Мюзикл Шейна Уорна», связанных с современными политическими и популярными фигурами. Но «Опера Джерри Спрингера» предшествовала им всем, с момента своей премьеры в лондонском Художественном Центре в 2001 году.

В тот раз это был просто композитор, Ричард Томас, который сидел за пианино на сцене и объяснял, как бы он написал оперу о Джерри Спрингере. Участие публики было поощрено раздачей банок пива для того, чтобы предложения и пожелания были более интересными. Это было еще до того, как Томас объединился с комиком Стюартом Ли и опера начала приобретать свою форму и стала спектаклем, поставленным повсюду – от Эдинбурга до Лондона и Нью-Йоркского Карнеги Холла.

Сорокачетырехлетний Томас говорит, что идея написать оперу родилась у него «после долгих лет безработицы и просмотра ТВ в дневное время». Он полюбил «Судью Джуди» и «Обмен женами», но именно шоу Спрингера с его стулометательными ссорами и сюжетами в стиле «мой-муж-карлик-трансексуал» дали великолепный толчок к творчеству.

Эдвардс в то же время привлекает скорее уж концептуальная сторона. «Я не выношу эти программы, но считаю сам феномен реалити-шоу весьма завораживающим, - говорит она. – Почему эти шоу Спрингера наводнены людьми, которые хотят вывесить на всеобщее обозрение свое грязное бельё? И как это характеризует наше общество, если миллионы людей любят смотреть на это и глумиться над людьми, которые выставляют себя подобным образом?»

Эдвардс, которая недавно вернулась после премьеры «Макбета» на Орегонском Шекспировском Фестивале, говорит, что опера не только забавна («Вы начинаете смеяться после двух первых тактов»), но воздвигнута на фундаменте «изобретательного» тщеславия. «В первом акте Джерри проводит шоу, но потом его подстреливают. Во втором акте он оказывается в аду и вместо его обычных гостей соперниками оказываются Адам и Ева, Мария, Иисус, Бог и Сатана, все они пытаются уладить свои разногласия на сцене».

Зрелище Иисуса и Сатаны, скандалящих подобно паре деревенщин, конечно, далеко от ортодоксальной оперы. В одной сцене Иисус просит Сатану «поговорить со стигматами», в другой Ева ласкает гениталии Христа под его набедренной повязкой.

Христианские группы были менее впечатлены. В 2007 году христианская радиостанция «Голос Христианина» возбудила процесс против BBC, которая транслировала телевизионную версию мюзикла в 2005 году. Компания была обвинена в богохульстве. Показ вызвал рекордные 63 тысячи жалобы и сплотил христиан по всей стране в пикетировании здания BBC. Были разговоры о смертельных угрозах в адрес нескольких администраторов BBC, телефонные номера которых оказались опубликованными. Член британского парламента Джон Криер назвал главу «Голоса Христианина», Стивена Грина, «фундаменталистским головорезом», в ответ Грин посоветовал Криеру «вымыть рот с мылом». В конце концов, суд отклонил иск, но прежде были отменены гастроли шоу по стране.

Так что, сиднейская постановка будет пикетироваться священниками? Директор Опера Хаус Эванс приготовился сгореть в виде фотографии и отключить домашний телефон? «Конечно, есть определенная часть общества, которая будет оскорблена содержанием, - говорит он. - Но эти люди должны понять, что цель сатиры – не христианство, а сегодняшнее телевидение».

Гораздо больше Эванс возбужден относительно возможности соединить воедино традиционную оперу и популярную культуру, чтобы привлечь в театр народ, для которого само слово «опера» представляет собой мощный аллерген. 47 процентов зрителей на лондонских представлениях шоу впервые оказались в театре. David

Для Уэнама же все эти волнения не существенны. Сейчас актер, последний раз появлявшийся перед публикой в «Австралии» и в «300», находится в состоянии умело закамуфлированного ужаса при мысли о роли Спрингера, «прежде всего потому, что постановка имеет место в Концертном Зале Сиднейского Оперы… там чувствуешь себя совершенно открытым и уязвимым».

Кроме того, это первый раз, в карьере Уэнама, когда он играет реального человека, который живет и здравствует. «И это – Джерри Спрингер! Звезда одного из самых популярных на планете шоу. Все знают кто он такой. Здесь нельзя сфальшивить даже по мелочам».

Подготовка Уэнама включала трехнедельный просмотр лучших шоу Джерри Спрингера, «бесчисленные часы самого шокирующего, отталкивающего, забавного и абсолютно невероятного телевидения, какое вы можете себе вообразить. И не только то, что вышло в эфир, но и то, что не прошло цензуру. Как правило, участники этих эпизодов устраивают драки, при этом они совершенно обнажены».

Это было многоуровневое образование. «Чем больше я узнаю о Джерри, тем больше удивляюсь человеку, который в реальной жизни совершенно не похож на тот образ, который он принимает на экране».

Сын евреев, бежавших из Германии, Спрингер родился в 1944 году на станции метро Восточный Финчли, которая тогда служила бомбоубежищем. В пятилетнем возрасте он перебрался вместе с родителями в Нью-Йорк, где его мать стала работать в банке, а отец торговал чучелами животных. Изучив право, в 1968 году он стал советником Роберта Ф. Кеннеди, а спустя два года был избран в городской совет Цинциннати, но был отправлен в отставку за связь с проституткой. Несмотря на это в 1977 году, в возрасте 33 года его избрали мэром Цининнати.

После неудачного баллотирования на пост губернатора Огайо Спрингер переключился на телевидение. Он начал с небольших политических комментариев в конце местных выпусков новостей, а затем стал их ведущим. Позже в 1991 году он запустил свое собственное ток-шоу.

«Его первое шоу было серьезным социальным комментарием, - рассказывает Уэнам. - Среди гостей были журналисты и политические фигуры, такие как Джесс Джексон и Оливер Норт. Единственная проблема заключалась в том, что у шоу был низкий рейтинг. Никто не смотрел это. Так что продюсер шоу был уволен, и они наняли нового парня, который начал двигаться совершенно в другом направлении и опустил планку намного ниже, чем она была. Они заметили, что если в студии происходят драки – рейтинги растут, если кто-то обнажит грудь перед камерой – рейтинги растут, чем больше брани в эфире, тем быстрее растут рейтинги. Вот так это и началось»

Очень скоро Спрингер оставил всякие претензии на серьезную журналистику, превратив свою программу в паноптикум откровений, площадку для потенциальных эксгибиционистов, раздевающихся перед живой, чрезвычайно голосистой аудиторией.

Он собирает своих гостей подобно хворосту для растопки – расисты, фетишисты, ревнивцы. Скандалы обычны, сквернословия повсеместны. В 1998 году сенатор Демократической партии Джозеф Либерман потребовал от федерального правительства прекратить финансировать проект Спрингера, назвав его «телевизионной порнографией».

Воссоздание музыкального спектакля - не такой уж маленький подвиг, даже учитывая тот факт, что Опера Хаус уменьшил мюзикл до концертных размеров. Одна из самых больших проблем – кастинг ансамбля из 20 актеров, каждый из которых должен был бы выглядеть как стопроцентный хлам. «В городе, где полным-полно красивых актеров, это намного труднее, чем кажется, - объясняет продюсер Эндрю Спенсер. – Мы должны были найти 20 – как я могу это сказать, чтобы не обидеть людей? – актеров с интересной внешностью, которые выглядели бы посредственно, но при этом умели петь оперными голосами и имели мозги».

Спенсер впервые увидел шоу четыре года назад в Кембриджском Театре в Вест-Энде. «С тех пор бесчисленное количество продюсеров пыталось выпустить мюзикл в Австралии, но попытки никогда не удавались, в какой-то степени из-за полемики вокруг материала. Это - не обычный музыкальный театр, не Эндрю Ллойд Вебер или Сондхейм, это совсем не то, что обычно заказывают, и, конечно, существует доля коммерческого риска».

Риск – благородное дело, говорит Эдвардс. «Это то, на что мы должны решиться. Мы не можем дальше следовать руслу старого театра. Если мы не хотим, чтобы театр умер, мы должны привлечь молодую публику. И таким образом в том числе».

Что касается полемики, Эдвардс видела это и прежде. «Когда «Иисус Христос Суперзвезда» вышел на сцены 30 лет назад, монахини пикетировали театры. Сегодня это уже немодно. То что балансировало на острие ножа, становится ностальгией для последующего поколения. Это шоу заслуживает внимания не из-за шума вокруг религии, а из-за качества материала и музыки. Ричард Томас удивителен, потому что он видит мир совершенно по-новому и отражает свое восприятие на нас. Он заставляет нас думать, а это как раз то, чем должно заниматься искусство».

«Опера Джерри Спрингера» будет идти в Опера Хаус с 21 по 25 апреля.

Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь.







 


Используются технологии uCoz