Непотопляемый Мюррей Уэлан возвращается. На этот раз настала пора изучить мрачный мир искусства в фильме «Отказ». Джон Кларк, автор сценария теленовеллы об Уэлане проводит для Гая Дэвиса заэкранную экскурсию.
При всем разнообразии зрительского выбора в наши дни, при таком невероятном богатстве стилей и форматов экранных шоу, кое-кто не перестает удивляться, почему публика предпочитает смотреть что-то вроде «Отказа» - второй экранный выход находчивого лаконичного и слегка взъерошенного советника Мюррея Уэлана.
На самом деле, кое-кто задается вопросом, что такое в Мюррее Уэлане притягивает телевизионного зрителя и побуждает его проводить два часа своего вечернего времени в его компании (помимо того факта, что играет его харизматичный Дэвид Уэнам, конечно).
За ответом мы отправились к стойкой комедийной легенде, Джону Кларку, который обратил все свои выдающиеся способности в области киноиндустрии на адаптацию романов Шейна Мэлони «Труп» и «Отказ» в киносценарий. Его ответ?
«Если зритель работает в правительственном министерстве и на него неожиданно сваливается мертвое тело, если его жизнь летит после этого в тартарары, если некто внезапно пытается убить его и если при этом он умудряется сохранить чувство юмора, значит этот человек – еще один Мюррей Уэлан», - сказал Кларк.
Хороший ответ. «Отказ» выходит в воскресенье вечером и наш герой вновь крутится среди членовредителей и убийц, как преданная наседка, верный пес своего босса, только что назначенного министра Искусств Анжелло Аньелли (в исполнении Мика Моллоу). Аньелли получил новую должность всего 12 часов назад, а деятели искусства уже кончают жизнь самоубийством.
Но смерть молодого художника может показаться подозрительной, и Мюррей Уэлан отчаянно пытается спрятать концы в воду, прикрыть обнажившуюся теневую сторону мира искусства, где правят бал культурные хищники.
Кларк находился в режиссерском кресле во время съемок первого фильма об Уэлане («Труп»), но на этот раз он передал бразды правления своему доброму другу актеру и со-продюсору Сэму Ниллу. Соответственно, говорит Кларк, два фильма имеют разные прочтения. Если «Труп» можно описать как деловой, производственный и пробивной, «Отказ» характеризуется как острый, опасный и шикарный.
«Я пытался сделать «Страсти Христовы», - заявляет Кларк. – А вышло то, что вышло».
Кларк первый соглашается, что история о местной политической шайке-лейке, рассказанная с искривленным двусмысленным юмором – не так уж часто встречается на наших экранах. «Это не совсем обычный проект для современного формата телевидения, не так ли? – сказал он. – Фильмы не наполнены белокурыми юными актерами».
Конечно, нет. Если они вообще чем-либо наполнены. «Труп» и «Отказ» плотно нашпигованы острыми, идиосинкразическими забавными наблюдениями и характеристиками, которые являются визитной карточкой писательского таланта Шейна Мэлони. Кларк знает автора долгие годы, с тех пор, когда Мэлони был менеджером Мельбурнской общественной радиостанции РРР (он вспоминает, как Мэлони запер себя в собственном кабинете, когда его разочарование в менеджменте перелилось через край). «Я следил за ним, когда он писал эти романы, и они произвели на меня впечатление», - сказал Кларк.
В то же время, адаптируя их к малому экрану, пытаясь предугадать ожидания публики, Кларк прибегает к логическим рассуждениям. «Телевизор смотрят множество людей, вы понимаете, и эти книги полны интересными людьми, людьми, пытающимися устроить свою жизнь. И некоторые из них не уверены в своем пути, бездарно управляют своей жизнью, проходят через один и другой кризис. Я всегда думал, что из этих книг получатся хорошие фильмы, потому что они наполнены интересными людьми». Возникает целая гроздь чувств, если посмотреть на фильмы с этой стороны, не так ли?
Кларк многословный малый, его рассуждения уведут вас далеко. Но если вы хотите, чтобы он вовсе развернулся, попросите его обсудить, что Дэвид Уэнам привнес в роль Мюррея Уэлана. Станет ясно – Кларк никогда не сможет достаточно полно восславить звезду «SeaChange». «Публика по-настоящему награждена возможностью видеть игру изумительного Дэвида Уэнама. Он – великолепный наблюдатель мельчайших деталей в нашем поведении, - сказал Кларк. – Несчетное число раз было такое – публика представляет, что в данный момент Мюррей думает, хотя персонаж в это время ничего не говорит. Дэвид делает это так ловко, что все превосходно видно».
Так же как и Кларк, и Нилл, Уэнам был фанатом книг Мэлони и согласился сыграть Мюррея Уэлана практически сразу, как только ему предложили эту роль. Такое развитие событий по-настоящему осчастливило Кларка: «Думаю, если писатели очень хорошо проживут свою жизнь, после их смерти Дэвид Уэнам сыграет главную роль в том, что они написали. В адаптации книги, подобной этой, главное – превратить секрет взаимоотношений между писателем и читателем в секрет взаимоотношений между центральным персонажем и зрителем. И это как раз то, что Дэвид делает. Смотреть на него - наслаждение, поскольку он знает, что показать вам».
Чтобы вы не подумали, что аффектация Кларка сфокусирована единственной на ведущем актере, знайте, что он в полном восторге от всех актеров, принявших участие в «Трупе» и «Отказе» (хотя он охотно критикует свою собственную скромную второстепенную роль в «Отказе») и от всех сотрудников, вовлеченных в производство обоих картин.
«Создание фильма может быть слегка докучным, рутинным процессом, но об этих двух проектах я никогда такое не скажу. Мы действительно закончили их в очень сжатые сроки, и мы в полном восторге от результатов. В них есть свежесть, поскольку мы не слишком топтались на месте. В той ситуации, в которой мы работали, можно было полагаться только на интуицию, и если мне опять придется полагаться на интуицию, я надеюсь, те же самые люди окажутся в моем окопе».
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал 1.
2.
3.