Время от времени появляются пьесы подобные «Парням», и мы заново осознаем, почему так важно сохранять и поддерживать Театр Стэблс с его идентичностью, историей и высоким уровнем компетенции.
Когда состоялась премьера пьесы на этой неделе, вокруг нее поднялся более чем обычная рябь волнения и нетерпения. Помимо чувства противоречия она вызывала ощущение глубины и многозначности.
«Парни» вызывали горячие дебаты с момента создания. Еще на Конференции Драматургов в 1988, одни прославляли пьесу как смелое исследование болезненной проблемы, другие обвиняли её в дезинформации и женоненавистничестве. В общественном сознании еще свежи были воспоминания о чудовищном убийстве Аниты Кобби.
В предисловии к пьесе Гордон Грэм отрицает, что она является «документальным рассказом о том конкретном злодеянии». Напротив, возражает он, к её созданию его подтолкнули бесчисленные акты насилия над женщинами, совершаемые мужчинами. Пьеса является попыткой показать культуру, которая провоцирует подобные преступления.
Вкратце, структура сюжета такова: три брата насилуют и убивают женщину в первый день возвращения старшего из тюрьмы, где он провел год за нападение.
Но Грэм избегает дешевой сенсационности, изображая главное событие в ретроспективе. После двух установочных сцен, представляющих большое семейство Спрагов – мать, братьев, их подруг, насилие-убийство уже совершено, двое братьев, Гленн и Стив арестованы, а старший, зачинщик – в бегах.
С этой точки зрения повествование включает в себя две основные темы - события, предшествующие преступлению и его последствия. В первой части акцент фокусируется на мужчинах, во второй – на женщинах.
Каждая часть связана с развитием центрального персонажа. Среди мужчин это Гленн, средний брат (сыгранный Дэвидом Филдом), который на протяжение года пытался утвердить свою независимость, особенно от старшего брата, Бретта (Дэвид Уэнам), и начать самостоятельную жизнь за пределами семейного круга с его порочной наследственной склонностью к насилию, отклонениям и самоуничижению.
В случае с женщинами это Джеки, подруга Гленна (сыгранная Шенни Вуд), которая перемещается с позиции осуждающего антагониста-аутсайдера к роли рупора правды среди женщин – многострадальной и всепрощающей матери Сандры (Линнет Каран), преданно ожидающей возвращения Бретта, Мишель (Лизбет Кеннели) и Нолы (Памелла Катт), беззащитной, беременной подруги самого младшего брата Стива (Питер Линер).
В сценах предваряющих преступление, пьеса изображает взрывоопасное воссоединение семьи. Путем запугивания Бретт вновь утверждает свой контроль над родными, особенно над Гленном и эмоциональная атмосфера накаляется от ненависти. За исключением бесполезного сопротивления Джеки, женские уступки во имя любви и верности кажутся почти соучастием.
И снова камерность театра Стэблс с его крошечной сценой поддерживает динамичный актерский ансамбль, который работает с избыточной энергией и душераздирающей точностью под руководством режиссера Алекса Гализзи.
Декорации Тима Кобина представляют собой полупрозрачные рифленые панели с зазубренным верхом и заднее сидение автомобиля, которое используется как диван. Все это объединяется в деградирующий урбанистический пейзаж, в котором семья ведет свое существование и мощно поддерживается звуковым оформлением Джона Гордона.
«Парни» - произведение, которое нелегко принять. К чести Гордона Грэма следует признать, что он преуспел в создании пьесы, которая одинаково сочетает в себе саспенс, юмор, точные наблюдения, сострадание. Драматически это гипнотизирует, тематически это очень жизненно. Это работа, которая должна быть замечена.
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь