Встреча с Дэвидом Уэнамом подобна знакомству с Джекиллом и Хайдом. Мягкая манера речи, непритязательность, никак не подходят характеру Бретта, которого он создал в «Парнях», возможно, самом дискутируемом фильме года. Грубая колючая челка Бретта выросла в кустистую шевелюру Дэвида, и кроме его тяжелых солнечных очков в духе Брандо, ничего в Уэнаме не намекает на его вторую сущность.
Этим утром он возбужден. «Я получил замечательные известия». Уэнама только что утвердили на главную роль в фильме «Демиен» по роману Шона Пена и Лайнуса Роуча «Священник».
Слегка уняв праздничный восторг, он говорит: «Это пока еще не самые грандиозные новости. Но, возможно, это самый большой проект, в котором мне доведется работать».
Может Уэнам и новичок на экране, но он больше не «темная лошадка». На Берлинском кинофестивале в этом году Уэнам был номинирован как Лучший Актер наряду с Робертом де Ниро, Даниэлом Дэй Льюисом, Самюэлем Л. Джексоном и Дастином Хоффманом.
За роль обаятельного донора спермы в фильме «Малыши» он признан Австралийским Институтом Фильма (AFI) Лучшим Актером. В постановке Нила Армфилда «Гамлет» он появляется вместе с Ричардом Роксбургом и Кэйт Бланшетт, а в «Немного души» он взялся за личность в стиле Кэри Гранта, бок о бок с Джеффри Рашем. Возможно лучший секрет, который хранит Дэвид Уэнам состоит в том, что на репетициях «Ромео и Джульетты» он играл Меркуцио рядом с Леонардо Ди Каприо. На самом деле, разнообразие ролей потрясающее.
Фильмом «Парни» Уэнам взбудоражил Берлин. Катапультированный во все главные медиасистемы Сиднейский актер столкнулся с безумным, ошеломляющим сюрреализмом. «Как только пресса увидела фильм, журналистские телефоны раскалились. Я давал интервью каждые пятнадцать минут для корреспондентов из различных частей света. Тот был из Южной Америки, другой из Шотландии, третий – из программы французского телевидения… Это было безумие».
«Парни» вызвали бурные дискуссии своей моральной беспристрастностью. Фильм отказывается судить персонажей и преподносит чисто психологические причины их поведения. С точки зрения Уэнама браться за что-нибудь другое было бы «самонадеянностью».
Бретт Уэнама в «Парнях» возвращается после года, проведенного в заключении в свою рабочую семью, живущую в пригороде Сиднея. Верность семье и коварные манипуляции, Бретт стирает границы между антипатией и привлекательностью. Его острая харизма создает невыносимую угрозу насилия.
В то время как насилие по-голливудски поднято до преувеличенной гиперболы, Уэнам исследует его эмоциональную суть. С проницательной точностью он подкапывается под Макиавеллевских антигероев и суперулетных парней Тарантино.
Бретт неистово обнажается. «Что касается Бретта, это было осознанное решение, не изображать его персонифицированным злом. Я хотел сделать этот персонаж испорченным, но реальным настолько, насколько это возможно. Бретт создает дворовую философию мира, в котором живет, и для меня это более чем правдоподобно».
Уэнам закончил актерский курс нынешнего Университета Западного Сиднея. Он получил впечатляющие похвалы Сиднейской Театральной Кампании и Belvoir Street, его будущее кажется надежным.
Как и многие сценические актеры его поколения, он увлекся экстра-пространством кинематографа. Как и у его коллег по «Гамлету» - Раша, Роксбурга и Бланшетт, театральные корни Уэнама сейчас перемещаются.
Одной из причин отступления к экрану Уэнам называет с оттенком отчаяния, недостаток качественных театров в Австралии. «Я не очень часто хожу в театры. В Мельбурне я видел два спектакля. Один из них показался мне чрезвычайно посредственным, - говорит он. – Это укрепляет меня в мысли о том, как исключителен Belvoir Street и как велик режиссер Нил Армфилд. Думаю, в нашей стране огромное количество талантливых актеров, но острая нехватка режиссеров».
«Немного души», в котором играл Уэнам, представляет собой острую политическую сатиру. Тем не менее, фильм получил трепку от критиков, гарантировавших ему короткую экранную жизнь.
Указывая на произвольность рецензий, он говорит с вымученным юмором: «Однажды я участвовал в одной постановке, которую мы сами оценивали как дешевку. Один рецензер описал наше исполнение как блестящий образец искусства, а нас сравнил с шестью ледяными статуями на сцене. Я подумал тогда: «Какая чертовская нелепость». Я долго смеялся над ней, как и тогда, когда кое-кто написал, что Дэвид Уэнам - слабоумный».
Актерские успехи Уэнама смягчат кого угодно. Они придают ему спокойную выдержанную уверенность.
Но, предпочитая уважение слепому обожанию, он отказывается быть картой меняющей масть. Уэнам все же признает, что мысль о растущей славе выбивает его из седла. «Меня радует отсутствие публичного признания моей персоны. Я никогда не работал с этой целью. Слава не интересует меня совсем. Напротив, когда я думаю о ней, меня она скорее пугает».
Резонирующая линия «Парней» - «Есть миры, которые мы создаем», пространства, которые мы населяем и конструируем.
Для антисоциала Бретта это может оказаться убийственным приговором.
Для Дэвида Уэнама, тем не менее, это обещание нечто большего.
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал здесь