Ведущий актер Дэвид Уэнам беседует с адвокатом, писателем и сценаристом Крисом Нистом о преступлениях, о грязи и о том, как делаются деньги.
Когда я впервые сел поговорить с режиссером Джонатаном Теплицки об актерском составе для нашей криминальной ленты «Сравнять счета», у него уже было на уме одно имя. Джонатан заявил с абсолютной уверенностью, что Дэвид Уэнам привнесет нечто особенное в роль беспомощного наркомана Джонни Спитиери. Откровенно сказать, я возражал. Конечно, я знал знаменитого, неоднократно награжденного актера, чей красавец Дайвер Дан из «SeaChange» заставлял женскую часть телевизионной аудитории обмирать у экранов. Но я как-то не мог представить себе, что человек, объявленный «сексуальнейшим мужчиной Австралии среди живущих» влезет в леопардовые трусы и резиновые шлепанцы Джонни. Очень скоро мне пришлось узнать, как я был не прав.
До тех пор, пока вы не проведете немного времени в компании приветливого, скромного Дэвида Уэнама, вы не поймете, что его редкий талант вдохновляют сочувствие и ум, позволяющие глубоко проникать в сущность персонажей, таких разнородных, как темный, опасный лидер из «Парней» (Рован Вудс, 97 г.), набожный отец Демиен из «Молокая» (Пол Кокс, 98 г.) и обезоруживающе беспомощный Джонни Спит (Джонатан Теплицки, 2003).
КРИС: Я хотел бы поговорить немного о твоем прошлом. Ты ведь Марриквилльский парень?
ДЭВИД: Верно.
КРИС: Марриквилль – типичный рабочий пригород. Это многое объясняет. Я не знал этого о тебе раньше. Я не думаю, что открою тебе секрет, но Джонатан Теплицки сразу сказал, что Джонни «Спит» Спитиери – твоя роль. Он сказал: «Дэвид сделает с ней просто нечто». И я немедленно вспомнил «SeaChange» и «сексуальнейшего мужчину Австралии среди живущих». Я подумал: «Черт, это не Джонни Спитиери». Но когда ты сделал только первую пробу… это было настолько очевидное понимание персонажа, что все сразу встало на свои места. Очень интересно, где ты отыскал характер, подобный Джонни Спитиери?
ДЭВИД: Я вырос во внутреннем западном пригороде Сиднея – в Марриквилле. А учился в драматической школе, которая находилась во внешнем западном пригороде Сиднея, это место называлось Нипинский Театр, не думаю, что он до сих пор существует. Потом я жил недалеко от Кингс Кросс. И повсюду я встречался с экстраординарными людьми, которые ничем не отличаются от персонажей, которых ты изобразил, опираясь на свой повседневный опыт в Квинсленде. Однажды я встретил парня на Дарлингхарст Роуд, который подошел ко мне и сказал: «Будешь участвовать в моей рок-опере?» Этот парень живет в основном на улице, на Кингс Кросс, и он пишет свою рок-оперу. Он сказал мне: «Знаешь что? Я провожу большую часть времени на этой улице, и люди постоянно говорят мне: «Дэвид Уэнам украл тебя для «Сравнять счета». Я никогда не встречался с этим парнем прежде.
КРИС: Много лет назад я написал книгу, она называлась «Top This». Это была моя первая книга, и она основывалась на реальной истории из адвокатской жизни. Книга о до-фицджеральдской эпохе в Квинсленде, о жестких старых полицейских, которые пугали меня, когда я был еще мальчишкой. Спустя годы ко мне обращались люди, в основном бывшие копы, которые говорили: «Читал книгу, книга понравилась. Я вижу, ты вставил то-то и то-то, ты написал о том-то и о том-то». Я говорил; «Да, да», понятия не имея, кто эти люди и о чем они говорят. Это почти тоже самое, что и с твоим малым с Дарлингхарст Роуд. Люди узнают типажи.
ДЭВИД: Меня очень заинтересовали эти персонажи. Перед началом съемок я провел немало времени на Кингс Кросс, разглядывая их. Я садился на маленькую скамейку и просто наблюдал за людьми. Поведение некоторых было настолько экстремальным, что это было слишком даже для Спитиери. Так что мы, в конечном счете, даже слегка смягчили тона, по сравнению с тем, что я вижу на Кросс регулярно.
КРИС: Когда я увидел «Парней», это было после того, как мы сделали «Сравнять счета», мне было очень интересно отметить черты сходства этих персонажей. В «Парнях» реалистично изображена патриархальная семья, идущая никуда. Это было действительно сильное ощущение разочарования, беспомощности. У Спита точно такое же прошлое, такая же жизненная ситуация. Я был поражен тому, как тебе удалось подчеркнуть разницу между ними. Я был бы рад сказать, что это было в сценарии, но ты не просто сумел показать различие этих двух персонажей, ты акцентировал на этом внимание.
ДЭВИД: Должен сказать, я испытываю величайшее доверие к сценарию. Для меня это ключ к персонажам и путь к ним. Если бы этого не было в сценарии, это было бы очень сложно сфабриковать.
КРИС: И все же, при подготовке к роли, в целом, у тебя есть какая-нибудь формула?
ДЭВИД: Нет, все зависит от проекта. Некоторые роли требуют серьезных исследований. Это могут быть совершенно реальные персонажи. Однажды я работал над фильмом, который назывался «Молокай». Это была история о бельгийском священнике, который уехал на Гавайи, чтобы работать с прокаженными больными. Этот парень – национальный герой Бельгии и самая знаменитая личность из тех, чья нога ступала на Гавайские острова. И я был абсолютно уверен, что этого человека нужно играть максимально приближенно к тому образу, который сложился в восприятии людей. Здесь я оказался перед другой крайностью, когда мое воображение было ограничено персонажем.
КРИС: В случае с «Молокаем» и с подобными ему ролями, ты обращаешься к книгам?
ДЭВИД: Да, это первое, что я всегда делаю. Об отце Демиене было написано очень много. Есть посвященный ему музей. Там можно найти богатейший материал, фотографии. Очевидно, что все это невероятно помогает актеру, и в то же время это часто может оказаться тяжелым грузом, потому что люди действительно знают этот персонаж, и во многом даже лучше.
КРИС: Не знаю, намеренно или нет, но, кажется, ты двигаешься в направлении характерных персонажей. Ты ощущаешь это?
ДЭВИД: Подсознательно. Я пытаюсь быть разнообразным. Когда я закончил школу актерского мастерства много лет назад, я видел себя более характерным актером, чем ведущим. Последнее казалось мне прямой рельсовой дорогой, и я перестал играть ведущих героев.
КРИС: Это уводит меня к другому предмету разговора – звездный синдром и героические звездные роли. Есть хоть что-нибудь, что ты…?
ДЭВИД: Нет ничего, что я действительно страстно желал бы сыграть. Я никогда не видел себя в подобном амплуа. Ну, разве что, если говорить о трилогии «Властелин Колец» (Питер Джексон, 2001-2003). Она открыла двери. Это был невероятный проект, и я всегда буду ценить свое участие в нем. К тому же, как уже сказано, он открывает двери.
КРИС: В чем преимущество подобного сорта проектов? Очевидно, есть финансовая выгода?
ДЭВИД: Хотелось бы её иметь.
КРИС (смеется): Но в то же время, само по себе участие в подобном проекте уже кое-что.
ДЭВИД: Думаю, всем нам, участвовавшим в работе, едва мы прибывали в Новую Зеландию, становилось понятно, что это – уникальный, неповторимый проект. Конечно, сам по себе факт участия в экранной адаптации Толкиеновского «Властелина Колец» достаточно специфичен. Полагаю, эта книга стоит по популярности на втором месте после Библии. Но когда попадаешь на студию Питера Джексона в Веллингтоне и видишь весь объем работы, страсти и пота, который был вложен в проект прежде, чем в него включились актеры… вот что действительно ошеломляет. Внимание к мельчайшим деталям постановки. Не знаю, превзойдет ли хоть что-нибудь это.
КРИС: Вот что мне очень интересно услышать с актерской точки зрения, что из себя представляло пространство, в котором вы играли?
ДЭВИД: Думаю, этот фильм очень отличается от прочих высоко-бюджетных фэнтази. Что касается моей роли: я работал все время на реальной площадке. Декорации были абсолютно материальны, так что мне не приходилось полагаться на фантазию. Я стоял посреди Большого Зала, я на самом деле скакал на лошади с парой сотней других всадников по полям Среднеземья. Я действительно был там. И это совсем не то, что проводить день за днем перед голубым экраном, что может произойти на съемках других фильмов. Нельзя сказать, что голубого экрана не было, потому что он был. Но первостепенной все же была работа с реальными актерами на реальной площадке. Так Новая Зеландия стала Среднеземьем, и оно было совершенно реальным.
КРИС: Ну, давай перейдем от фантазии к реальности. Я хочу спросить тебя о влиянии, которое может оказать фильм на действительность, культуру и политику. Например, в настоящий момент, я пишу сценарий для мини-сериала, основанного на моей первой книге о до-фицджеральдской эре в Квинсленде. Мне было бы приятно думать, что подобный сорт книг может воздействовать на позицию людей. В действительности, такое случается не часто. В какой степени, по-твоему, создатели фильмов, я отношу к ним и актеров, играют здесь роль?
ДЭВИД: Думаю, мы всегда должны чувствовать ответственность за то, что делаем.
КРИС: Как ты чувствовал её в «Парнях», например? Это очень тяжелая вещь.
ДЭВИД: Конечно, это была очень тяжелая вещь, но, думаю, и замечательная вещь тоже. Самое замечательное в обоих постановках: и в сценической, и в экранной, то, что они не морализировали. Они не предлагали никаких решений, никаких ответов. Они просто представляли героев в определенной ситуации и позволяли людям обсудить её. И это, конечно, происходило. Постановки вызывали огромное число споров, думаю, это было самым потрясающим.
КРИС: У меня был интересный опыт работы в ООН в Женеве, где обсуждались проблемы прав человека в Китае. Я участвовал в дискуссиях о различных путях изменения ситуации… Если ты смотрел фильмы подобные «Семь лет на Тибете» (Жан-Жак Аннуд, 1997 г.), ты знаешь, как этот фильм будоражит сознание… И картина «Пропавший» (Коста Гавра, 1982 г.), затрагивающая переворот в Чили. Я помню время, когда я ничего не знал о нем. Но этот небольшой фильм ворвался в сознание тех людей, кто другим способом не узнал бы о событиях в Чили. Думаю, фильмы способны оказывать огромное влияние
ДЭВИД: Абсолютно. Думаю, мы все имеем отношение к невероятно мощному средству выражения и коммуникации. Конечно, кино и, определенно, телевидение. Посмотри на «Фаренгейт 9/11» Майка Мура. Кто бы мог подумать, что эта лента сможет повлиять на результаты президентских выборов в Америке?
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал 1.
2.
3.
4.
5.
6.