На залитом солнцем Кинофестивале в Марракеше Дэвид Уэнам рассказывает о своих судейских буднях, своей роли в крупно-бюджетной экранизации графического романа «300», о современном положении в австралийской киноиндустрии и о своей блестящей пока карьере.
Пишет Дэвид Майкл.
Крикет – точно не национальный вид спорта в Марракеше, Марокко, но это – первая тема в повестке дня, когда мы с Дэвидом Уэнамом встречаемся в начале Марракешского Кинофестиваля. Второй тур Ashes, и мы погружены в увлеченную беседу о втором дне соревнований, когда англичане Кевин Питерсен и Пол Коллингвуд поставили свой рекорд в 310 очков, угрожая выиграть первую серию.
Уловив мой английский акцент, Уэнам говорит: «Вы должно быть совершенно счастливы». А затем прагматически подавляет всякую надежду: «Площадка ровная, так что если ничего экстраординарного не случиться – это уже выигрыш».
На кинофестивале связываться с внешним миром всегда нелегко, но Уэнам уверяет меня, что получает свежую информацию с Ashes. У него есть мобильный телефон, доставляющий ему «карманные новости», а, кроме того, Уэнам кивает в сторону своей подруги, Кейт Агнью и дочери Элизы Джейн, которые так же присутствуют в гостиничном комплексе Монсьер Адабби, где в основном проходит фестиваль. «Они тоже мне помогают в этом», - говорит он, обмениваясь приветственными взмахами со своей дочкой.
После такого длинного описания наших волнений по поводу соревнований, следует напомнить, почему у нас серьезные трудности с просмотром каких-либо спортивных матчей. Марракеш – кратчайшая дистанция для перелета из Лондона в совершенно другой мир. Забудьте о возможности посмотреть крикет в баре, пропуская стаканчик – другой; это исламская страна и алкоголь с чрезвычайным трудом поступает из внешнего мира в отель. Плюс, единственный крикет, о котором местные слышали – это разновидность насекомого (cricket - сверчок, прим. переводчика).
Шестой Маракешский Кинофестиваль – чрезвычайно силен. Он отдает должное Сюзан Сарандон и китайскому режиссеру Джай Жанг-Ке, живым ретроспективам итальянского и индийского кинематографа, равно как и множеству других разнообразных конкурирующих фильмов. Мороженое с пирожном? А еще, здесь есть австралиец в жюри. Дэвид Уэнам, конечно знает, что из себя представляют судейские обязанности. Его предыдущим опытом был Гавайский Международный Кинофестиваль.
«Как актер, когда отправляешься на кинофестивали всегда думаешь: «Блестяще! У меня будет возможность посмотреть фильмы!», по-другому у меня это не получается, - говорит Уэнам в перерыве между своим судейством. - Когда фестиваль проходит в Австралии, я всегда говорю себе: «Обязательно выкрою две недели и пойду на Сиднейский Кинофестиваль». Но я всегда работаю в это время, и меня не бывает дома. У меня никогда не бывает возможности посмотреть такой великолепный подбор фильмов в такой короткий срок. Так что это – подарок».
Но какая вещь на Марракешском Кинофестивале – самая впечатляющая? Без сомнения – Роман Полански во главе жюри, которое, кроме того, включает европейских актрис Людивин Сангьер, Сандрин Боннэр, Паз Вега и Марию Де Медейрос. «О, Боже, да, - восхищается Уэнам режиссером «Ребенка Розмари», «Пианиста» и «Китайского Города». – Полански – президент жюри на фестивале в Марракеше… против этого ничего не скажешь». Называя «Китайский город», «Тесс» и «Нож в воде» среди своих персональных фаворитов, актер добавляет: «После того, как меня пригласили на фестиваль, я летел в Сидней и среди подборки фильмов в самолете оказался «Китайский город». Это была замечательная возможность пересмотреть картину!»
Хотя его подруга и дочка так же присутствуют на кинофестивале в Марракеше, в расписании Уэнама очень трудно выкроить время на семейный отпуск. В обязанности судьи входят просмотр минимум двух-трех картин в день, множество других функций, включая обеды и заседания.
Было только несколько дней в начале фестиваля, когда мы впервые поговорили. Уэнам явно боролся с проблемой, вызванной переменой часовых поясов: прежде чем приземлиться в Марракеше, он только несколько дней провел в Австралии, куда в свою очередь прилетел прямо из Лос-Анджелеса. Полански заметил это сразу же после того, как они были представлены друг другу. «Он уловил мое состояние и сказал: «Я угощу вас Кока-колой». Он так и сделал».
Помимо просмотра первых двух фильмов из пятнадцати, которые ему предстояло увидеть по ходу фестиваля, первой важной миссией Уэнама стало присутствие вместе с Полански и Кº на гала-премьере ленты Мартина Скорцезе «The Departed». «Я чувствовал себя, как инопланетянин, - вспоминая, улыбается Уэнам. - Я мог бы приписать это моему физическому состоянию, но главным фактором был все же язык. Факт, что английский – мой единственный язык, по существу, заставил меня испытать изоляцию. К сожалению, я не говорю по-французски, а большинство журналистов были французами. Так что английскую речь я практически не слышал. Временами это вызывало весьма странные ощущения».
После разговора о его первом посещении Марракеша, которое было частью трехнедельной поездки в Марокко десять лет назад, наша первая беседа повернулась к его карьере в целом и к его последним фильмам.
Марриквилль лежит за миллион миль от экзотического интригующего Марракеша, но это – его отчий дом, где он родился, вырос и постиг свое ремесло. Рожденный матерью, которая провела большую часть своей жизни, воспитывая Уэнама и его пятерых сестер и одного брата («Это было шумное хозяйство», - смеется он) и отцом, который проработал бухгалтером на одной и той же фирме 48 лет («Вот были дни – люди на такое не способны больше!»), Уэнам закончил обучение в Театре Нипина после того, как провалился при поступлении в NIDA (Национальный Интситут Драматического Искусства).
В интервью Уэнам постоянно повторяет, что для финансовой поддержки своей учебы, он часто работал по выходным в бинго-салоне. Но кроме этого, у него было еще несколько более интересных занятий. «Я, например, возил сено, под палящими лучами солнца, я там не задержался, это было всего неделю, - добавляет он. - А еще я продавал фарфор и стеклянную посуду в отделе универмага, и я был кинооператором на местных собачьих бегах!»
Создав себе репутацию в театре, Уэнам перенес адаптацию «Парней» со сцены на экран, что само по себе символизировало постепенное продвижение его карьеры в сторону кинематографа. «Один парень, (Роберт Коннолли), загорелся этой пьесой еще со времен киношколы, он стал продюсером, - объясняет Уэнам. - Потом на борт приняли меня, мы провели шесть лет, работая над картиной, трансформируя пьесу в фильм. Мы всегда осознавали, что хотим сделать именно кинокартину, а не экранизированную версию театральной постановки. Половина пьесы разворачивалась на кушетке, половина – во дворе. И это не фильм. Постепенно я отошел от сцены и стал больше работать в кино, хотя я все еще играю в пьесах каждые два года или около того».
Сорокаоднолетний Уэнам часто говорил прежде, что всегда видел себя, как характерного актера, больше, чем ведущего, особенно, когда закончил театральную школу. «У меня были попытки сыграть ведущих персонажей, но я считаю их абсолютно необычными», - говорил он о своих отечественных ролях, таких как «Лучше, чем секс» и «Сравнять счета».
Если посмотреть на его международную карьеру, то эти слова звучат искренне. В Голливудском кинематографе Уэнам выковал себе прочную репутацию, как разносторонний и целостный актер. Тем не менее, свою известность Уэнам всегда связывает с двумя персонажами – с кротким, чудаковатым помощником охотника за вампирами – Хью Джекмена из разгромленного критиками «Ван Хелзинга» и с добродетельным и храбрым Фарамиром из трилогии Питера Джексона «Властелин Колец».
У него нет никаких иллюзий, по поводу того, что его появление во «Властелине Колец» обеспечило ему позицию в Голливуде. «Как говорят, это открыло двери», - признается он. Уэнам совершенно искренен, рассказывая о проекте и открывая, что единственная причина, по которой ему довелось побывать в Среднеземье – его сходство с британским актером Шоном Бином, который играет его брата. «Я знаю, - смеется он над этим сходством. – В Интернете говорят о том, что меня взяли на роль, потому что у меня такой же большой нос. Грубо, но справедливо».
Разговор о «Властелине Колец» переносит нас к другой теме – к скандалу, развернувшемуся вокруг того обстоятельства, что Питер Джексон не будет участвовать в экранизации «Хоббита». «Если честно, я не могу прокомментировать это, потому что не владею достаточной информацией, чтобы высказывать свое мнение, - говорит Уэнам дипломатично. - Но думаю, чертовски досадно, что Питер не участвует в проекте, кажется естественным, что снимать фильм должен именно он».
В характерных ролях всегда есть некоторая отрицательная сторона, особенно, если речь идет о больших масштабных постановках. Высказывая сожаления по поводу того, что у него не было шанса встретиться с Ником Кейвом во время съемок «Предложения», Уэнам резюмирует: «В большинстве случаев мне всегда не хватает общения с людьми, я иногда, буквально, работаю в проекте только дней десять».
Однако, его последний фильм, «300» предоставил Уэнаму гораздо больше возможностей. Он является повествователем, а, кроме того, играет одну из ролей. Режиссируемая Заком Снайдером картина является адаптацией графического романа Фрэнка Миллера, которая пересказывает кровавую историю трехсот спартанских воинов, стоявших насмерть против превосходящих сил врага в течение трех дней, пока, в конце концов, они не были преданы.
Возникали ли у Уэнама сомнения по поводу фильма, который должен был полностью сниматься на фоне голубых экранов? А, кроме того – перспектива сниматься в кожаных трусах? «Я не знал, когда подписывал контракт, что это будет голубой экран и что мы будем снимать в студии, - вспоминает Уэнам, сыгравший Дилиоса, спартанца – рассказчика, который выживает в битве, чтобы поведать всему миру историю их эпического подвига. – Потом я выяснил, что съемки будут проходить в Монреале, зимой, когда там минус 20 градусов. Я купил книгу Фрэнка Миллера и увидел, что в самом первом своем появлении мой персонаж абсолютно голый! А потом я появляюсь только в кожаных трусах! Я немедленно нажал тревожную кнопку!»
Приглашенный на роль, буквально, в киберпространстве, Уэнам связался по телефону с режиссером, Заком Снайдером, с которым до тех пор не встречался. В голове Уэнама мучительно не связывались факты: нагота, кожаные трусы, минус двадцать градусов температуры и Монреаль – странное местечко, чтобы дублировать Грецию. «Он хохотал минут десять, а потом сказал: «Нет, нет, нет! Мы будем снимать в студии! Твоя шея не будет торчать из сугроба!»
Уэнам настаивает, что процесс экранизации книги комиксов был не слишком трудоемким и бесстрастным, как обычно такое случается при работе с голубым экраном. «Люди спрашивали меня, трудно ли работать с голубым экраном и я должен сказать, что в этом конкретном случае ответ будет – нет. Все актеры были физически здесь, там было пятьдесят статистов все время, и нам не нужно было представлять персонажей перед собой. Единственную вещь, которую мы должны были представить - окружающий пейзаж, но это относительно легко. Главное, что ты естественно взаимодействуешь на площадке с кем-то, кто реагирует на тебя, кто питает твою реакцию».
Еще одно, стимулирующее актера обстоятельство – присутствие создателя книги, Фрэнка Миллера («Город греха»), который помог войти в роль. «Просто замечательно было поговорить с ним, проникнуть в глубину его фантазии, где собственно зародился фильм. Первым фильмом, который он увидел, был «300 спартанцев» (версия сюжета 1962 г. с Ричардом Иганом и Ральфом Ричардсоном в ролях). И эта лента произвела на него сильнейшее впечатление, так что он всегда хотел сделать графический роман конкретно на эту тему. Должен сказать, я видел «300 спартанцев» и не думаю, что это что-то невероятное. Но Фрэнк очевидно увидел в этом фильме нечто такое, что зажгло его живое воображение».
Античная Греция не единственный период исторического прошлого, куда Уэнам заглядывал в этом году. Он так же появляется в ленте режиссера Айры Сакс «Семейная жизнь», действие которой разворачивается в 1940ых гг. Съемки фильма так же проходили в Канаде. В нем занят Пирс Броснан, который играет погрязшего в адюльтере мужа, замыслившего убийство собственной жены (Патрисия Кларксон), вместо того, чтобы раздосадовать её разводом. Уэнам играет поэта. «Сюжет основан на одном английском романе, - объясняет актер. – Это был замечательный опыт, мне нравилось работать с Айрой, он чрезвычайно умный парень. В основном я снимался с Пирсом и Патрисией: я поэт-волокита…»
Пару дней спустя фестиваль в полном разгаре. Я увидел шуструю фигуру Романа Полански, ведущего своё жюри через отель на ланч. Я окликнул Уэнама и поинтересовался, не знает ли он счет в крикете. «Не знаю, но могу узнать», - говорит он. Похоже, мы оба, захваченные лихорадкой фестиваля, забыли о крикете. «Минуту, - говорит Уэнам, доставая телефон из кармана джинсов. – Думаю, они победили». Он явно смущен, когда мы оба, уставившись на маленький дисплей мобильника, видим сообщение: «Австралия 513 8 168-4, Англия 551-6 8 129» «Это феноменально!» - прибавляет он, все еще не веря своим глазам, а потом просит прощения за неприятные для англичанина новости. Извинившись, он спешит догонять Полански и остальных членов жюри.
Наша последняя беседа состоялась несколькими днями позже, почти перед завершением фестиваля. После фотосъемок, которые сделала фестивальная публицистка, более чем вероятно, знающая его только по «Властелину Колец», она удалилась, а мы уселись на кожаный диван в задней части отеля. Впервые мы подвели итоги крикетным событиям, все еще не отойдя от изумления, после шокирующей капитуляции англичан. «Один сезон изменил все», - говорит Уэнам, когда мы соглашаемся, что 5-0 для англичан это разгром.
«Теперь я совершенно перешел на марракешское время, - решительно заявляет Уэнам, сообщая мне о том, что его физиологические часы теперь настроены верно. - Я не очень много сплю, утро начинается рано с просмотра фильмов, а потом работаешь целый день, а потом всегда что-нибудь на вечер намечается».
Поделиться подробностями судейской процедуры действительно очень трудно. Понятно, он информирует меня, что они поклялись сохранять секретность, и он не может разглашать детали, кроме того, что они судят «строго, но справедливо». Но Уэнам добавляет, что судейство – весьма очищающий опыт. «Здесь в жюри фестиваля я узнал о кино гораздо больше, чем на съемочной площадке», - говорит он.
Но, конечно, съемочная площадка – это лучшее место, чтобы изучить кинопроизводство? «Без сомнения, но на площадке я провел очень много времени, так что этим меня не удивишь. Но разговаривать с Романом Полански о том, что он видит в картине, или что в ней работает для него – это действительно потрясающе».
Если он может что-то рассказать, так только то, что победители определялись в основном на трех формальных ланчах, которые продолжались по три часа, и на которых жюри обсуждало увиденное. «Роман настаивал, чтобы мы отнеслись к нашей работе с максимальной серьезностью, - говорит Уэнам об их подходе к своим судейским обязанностям. - Некоторые из этих людей провели годы, вынашивая свой фильм и потом, воплощая свои замыслы в жизнь, это нужно уважать. Он напомнил нам, что когда «Нож в воде» выиграл Венецианский фестиваль, эта награда помогла ему получить признание».
Итак, работая в жюри, ему приходилось подчиняться мнению других? «Нет, конечно, - говорит он. – Я думал, что наши позиции будут более противоречивы, и был приятно удивлен тому обстоятельству, что у всех у нас схожие вкусы. Я считал, что буду здесь белой вороной, но ничего подобного. Это все равно как присутствовать на вечеринке, где гости расточают друг другу комплименты на все лады».
Можно сказать, что Уэнам наслаждается временем своего судейства. Особенно, что касается той стороны общения, где, по его словам, происходит очаровательный обмен историями. Я спросил, чувствует ли он себя в этом контексте представителем Австралии. «Я не размахиваю флагом, но я оттуда родом, и у нас есть истории, которыми я очень горд».
Разговор естественно переходит на его работу в Австралии, после того, как он провел столько месяцев за рубежом. Предполагает ли он остаться на Родине надолго? «Кто знает? Я люблю проводить как можно больше времени в Австралии. Последний проект, который я там сделал, назывался «Испытание огнем», - говорит он. А потом добавляет с ложной скромностью: «По существу, я получил награду за него прошлым вечером. Только я пропустил награждение!»
Он рассказывает о своей AFI Награде Лучшему Актеру в TV–сериале. Так, значит, во время церемонии ему предстоял классический вариант видеосвязи с залом: «Сожалею, я не могу быть здесь сегодня вечером»?
«Нет, они просто исключили эту часть. Церемония награждения длится очень долго, так что если кто-то из награждаемых её пропускает – так тому и быть!», - смеется он.
Он не попал на Ashes, он не попал на церемонию награждения AFI-премией - все выглядит так, что судейство на фестивале выпало не в лучшее время. «Это судьба», - вздыхает Уэнам. «Всегда что-то приходится упускать. Мне, например, никогда не удается попасть на гранд-финалы», - пожимает плечами фанат Сиднейских Лебедей.
Ситуация в кино- и телеиндустрии Австралии – вечный стон прессы. Что он думает об этом? Шоу подобные «Испытанию огнем» крайне редки и австралийская киноиндустрия должна обеспечивать надежную опору и питательную почву для актеров и съемочных команд, так же как это происходит в других странах.
Будущее видится Уэнаму в весьма блеклых тонах. «Исторически, мы находимся на самом низшем уровне кинопроизводства, - вздыхает он.- Правительственное финансирование АВС снизилось до минимума. Всего три года назад мы снимали пятидесяти-шестидесятичасовую местную австралийскую драму, сегодня мы можем позволить себе только десять часов фильма. Это почти уничтожение института АВС в Австралии. А это – место, где участники съемочного процесса постигают свое ремесло. Что делать для людей, которые хотят заниматься кино, но ограничены рамками киношколы? Не знаю, как еще можно оттачивать свое мастерство, разве что снимать короткометражные фильмы. Я хотел бы быть большим оптимистом относительно того, куда мы идем. Думаю, качество в наших фильмах, конечно, есть… вопрос только в количестве, а это зависит от множества факторов. Но я страстно желаю работать в Австралии. Это все, что я знаю. Я оттуда родом».
После небольшого зондирования Уэнам признается, что его следующий порт назначения после Марракеша - очередной проект База Лурманна, предвоенный эпос с Николь Кидман и Хью Джекманом в главных ролях. Рабочее название фильма – «Австралия». У Уэнама уже прошли первые читки сценария, и работа будет продолжена, как только он вернется из Марракеша. Съемки же должны начаться в середине 2007 г. «Я работал с ним на «Ромео и Джульетте» и в «Мулен Руже» - это творческий опыт, - говорит Уэнам о Лурманне. – Баз физически проходит через сценарий, который потом перестраивается, мы можем постоянно импровизировать».
Говоря о будущей отечественной работе, Уэнам намекает, что вполне может переместиться по другую сторону камеры. «Роберт Коннолли (который продюсировал «Парней» и режиссировал «Банк» и «Три доллара») хотел продюсировать что-то, что было бы режиссировано мной. Весь вопрос в том, чтобы найти правильный проект».
Он добавляет, что с недавних пор стал одним из тех актеров, которые чувствуют себя разочарованными режиссерами. «Да, это не всегда со мною было, это случилось в последние несколько лет, - добавляет он. - Надеюсь в последующие несколько лет я получу возможность режиссировать фильм».
Его желание вызвано работой с хорошими или с плохими режиссерами? «Немного и того и другого, на самом деле, - заключает Уэнам, когда мы уже закончили интервью и запись беседы отключена. - Хорошие режиссеры вдохновляют работать, когда видишь плохих, желание работать возникает из-за откровенного разочарования. Больше всего меня расстраивает работа с теми режиссерами, которые не позволяют раскрыть актеру весь свой потенциал, я ненавижу это. Мне неприятно видеть растраченные попусту возможности, что бы человек не делал. Я хочу, чтобы каждый был настолько хорош, насколько он может».
Неплохо звучит. И я высказываю Уэнаму предположение, что его кандидатура, возможно, лучшая из всех кандидатур на пост управляющего британской крикетной командой.
Перевод Neil-Сказочницы.
Оригинал 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.