С пятью новыми киноролями в багаже и с только что назначенной очередной номинацией AFI как Лучший Актер, Дэвид Уэнам сегодня - настоящая звезда.
Дэвид Уэнам откидывается на кушетке в Мельбурнском отеле Рокманс Ридженси, сверкает улыбочкой, которая ничего хорошего не предвещает и заявляет: «Я люблю играть головорезов. Люблю, когда мне предоставляют свободу. Меня привлекает их готовая к взрыву энергия, их наполовину зажатое, наполовину освободившееся раздражение».
Но нет ничего привлекательного в жесткости Бретта Спрага, персонажа, в которого Уэнам превратился в «Парнях». Его коллега по фильму Тони Коллетт вспоминает, как на площадке смотрела в светло-голубые глаза Уэнама и нечего не видела: настолько пугающ он был в этом образе. А кроме того, была еще и некоторая грубоватая нежность, с которой Уэнам изобразил Дога, чокнутого пиромана из «Так поступают все», несмотря на комические моменты, связанные с его персонажем. Обе эти зубодробительные роли возникли задолго до новой инкарнации Уэнама в образе Дайвера Дана – героя-любовника из первого сезона «SeaChange».
Потягивая стакан воды со льдом этим пасмурным мельбурнским утром, Уэнам находится в замечательном расположении духа. «Много лет назад, когда я еще учился в университете, я побрил голову и проколол ухо для роли в пьесе Беркоффа. Чувствуя себя достаточно крутым, я отправился на 426 автобусе домой в Марриквилль. (Дом его родителей в Сиднее). Мои мама и папа тоже там оказались – они ездили в театр – и прошли мимо меня. Когда я закричал: «Эй, мама, это я!», - кровь отхлынула от её лица. Она назвала меня чертовым придурком».
У одних актеров это есть у других – нет. Судя по тому, что мы недавно видели, Уэнам этим владеет. Он вливает себя в персонаж, как желе в формочку, будь это изверг или святой, кретин или женоубийца, повеса или рогоносец. «Я распознаю замечательную роль, когда вижу её: это должна быть такая роль, в которую я могу сам погрузиться».
Тридцатипятилетний Уэнам, вероятно, должен будет скоро попробовать себя в новой роли – в роли большой звезды. До следующей Пасхи он появиться в не менее чем пяти новых фильмах, которые всколыхнут Австралию. Эту неделю открывает романтическая комедия «Русская куколка», где он играет вместе с Хьюго Уивингом. С 9 ноября он запляшет постельную мазурку с Сьюзи Портер в «Лучше, чем секс». 21 декабря он появиться вместе с Эваном МакГрэгором и Николь Кидман в мюзикле База Лурманна «Мулен Руж», а в январе сыграет оклахомского ковбоя на пару с Джозефом Файннсом в вестерне «Прах». Когда-нибудь, в ближайшие месяцы он все-таки воплотиться на экранах в образе бельгийского священника 19 века в картине «Молокай: история отца Демиена», которая теперь является предметом жестких финансовых разборок между двумя австралийскими дистрибьюторами.
Сегодня Уэнам настолько привлекателен, что получает приглашение от кастинговых агентов из Лос-Анджелеса. Он уклоняется от интервью с «60 минут», которые гоняются за ним и говорит «нет» представителю Арнольда Шварценеггера. («Я очень придирчив к тому, что я делаю»). Наше однодневное интервью втиснуто между последним съемочным днем антибанковского триллера «Банк», в котором Уэнам работал вместе с Энтони Ла Паглиа и трехмесячными съемками Питера Джексона в Новой Зеландии эпической адаптации «Властелина колец», где Уэнам сыграет благородного Фарамира.
Неплохо для одержимого кино паренька, которого не приняли в NIDA, когда ему было 18 лет, и который начинал с проходных ролей в «Сыновьях и дочерях» и в «Сельской практике». Уэнам провел последнее десятилетие, спокойно подсчитывая награды за сценические и экранные роли, и был коронован как секс-символ маленькой армией женщин-журналисток. «Это так странно; тощий парень из Марриквилля описывается в газетах и журналах как секс-символ, - удивляется Уэнам. – Я просто не могу этого понять».
Я тоже. Во плоти он невысокий и тощий, с достаточно приятным лицом, которое слегка рябит от юношеских прыщей. Он явно не подходит под стандарты горячего мачо: для наших фотосъемок в бассейне позже днем он любезно раздевается до плавок, но благоразумно просит, чтобы только его голова и плечи попали в кадр. После экранизации «Лучше, чем секс» один из мужчин-рецензеров тепло отозвался об исполнении Уэнама, но ехидно заметил, что тот не должен был снимать одежду. Нет проблем, Уэнам бодро соглашается: он никогда не чувствовал себя комфортно с ярлыком магнита для красоток («У меня на протяжении семи лет есть постоянная подруга, большое спасибо»).
Но спросите его коллег о его талантах и вы услышите отзывы на грани восторга. Хьюго Уивинг: «Его диапазон экстраординарен; он может сыграть и психопата, и романтического героя». Джонатан Теплицки, режиссер «Лучше, чем секс»: «Он копает и копает до тех пор, пока не найдет эмоциональное ядро персонажа и он делает это с абсолютной непринужденностью». Адам Каллен, чей портрет Уэнама заполучил 35 тыс. долларовую Премию Арчибальд: «В нем есть что-то австралийское, что мне очень нравится…Связь между его прямолинейностью и чем-то более сложным». Маргарет Померанц из СБС Киношоу воркует: «Он такооой симпатичный и мужественный. И он, кажется сродни простым парням: у него тот же лаконичный, слегка потрепанный бурями стиль, который им присущ». Даже режиссер Ставрос Казанцидиз, с которым Уэнам по слухам поссорился на площадке «Русской куколки» описывает его так: «профессиональный и деловитый. Он уходит, забирает персонаж с собой и приносит его обратно расписанным в деталях».
Такие страстные заверения обычно побуждают замученных журналистов охотиться за злоязычной критикой. Но кроме кое-каких закулисных сплетней, не поддающихся проверке, похоже Уэнам так и не заработал себе настоящих врагов. Но может быть он просто пока еще не достаточно весомая фигура? «Если это сделает вас счастливым, театральный критик одной из главных газет однажды назвал меня слабоумным, - сухо говорит актер. - Это была его первая рецензия, и он до сих пор остается ведущим газетным критиком». Убийственный заголовок к рецензии на его роль чудаковатого ученого в «Немного души» - «Это настоящий ад: гори, детка, гори!» - только рассмешил Уэнама («но режиссер фильма так не веселился»). Уэнам говорит, что он уделяет внимание рецензиям, но утверждает, что его нелегко выбить из колеи критикой.
Вероятно, самый жесткий критик Уэнама – он сам. В сегодняшнем интервью запретная тема – «Русская куколка»: бесконечные переделки сценария во время съемок привели к тому, что роль Уэнама была изменена и сокращена, так что, по словам его коллеги, он остался одинаково недоволен и своим исполнением, и конечным результатом. Обидно, потому что «Русская куколка» действительно забавная и добрая вещица. «Актер может гордиться своей работой в плохом фильме, - говорит Уэнам об индустрии вообще. – Но я прежде всего хочу участвовать в хороших проектах. Некоторые продюсеры и режиссеры очень хорошо рассказывают, но результаты не соответствуют обещаниям».
«Русская куколка» вне повестки дня. Уэнам хочет говорить о «Лучше, чем секс», который, как он верит, более чем соответствует своему рыночному названию. «Я не Бред Питт и Сьюзи не Джулия Робертс, - говорит он. – Фильм не имеет отношения к гламурному Голливудскому сексу, он об Обыкновенной Женщине и Обыкновенном Мужчине. Это нечто такое, что касается каждого зрителя».
В нем есть какая-то холодность, как будто его занесло сюда с шикарной вечеринки. «Может быть, есть во мне что-то такое, что говорит: «Не подходи ко мне, не заговаривай со мной, не пиши мне, - размышляет он. - Люди узнают меня, но очень редко приближаются. Даже на пике «SeaChange» фанатская почта, которую я получал, приходила в основном от детей и пожилых дам. Может быть потому, что я не горю желанием быть популярным мне удается сдерживать это».
Сдержанный или нет, но по шкале привлекательности Уэнам оценивается
очень высоко. После обмена воспоминаниями о его детстве в Марриквилле, где по его словам он постиг «уличную мудрость», мы обнаруживаем, к взаимному удивлению, что когда-то жили друг напротив друга и были болельщиками одной Ньютаунской команды лиги регби. «Я ходил в Хенсон Парк поболеть за свою проигравшую футбольную команду, но я просто любил сидеть там и наблюдать все эти квинтэссенцные австралийские типажи», - вспоминает он. У него очень нежные воспоминания о детстве, когда он рос вместе с пятью сестрами и старшим братом, несмотря на то, что в связи с этим у него до 12 лет не было своей собственной спальни. «Я привык спать на матрасе в столовой, и это было здорово, потому что я всегда был первым на завтраке».
Уэнам считает свое детство благословением. «Я так рад, что я не Вэл Килмер. Я так рад, что у меня не было такого нелепого изнеженного воспитания и чувства привилегированности. Я никогда не встречался с ним и не работал с ним, но слышал, что он совершенно оторван от реальности».
Герой Уэнама – поздний Джон Харгрвис, который однажды заявил: «Слушайте по-настоящему, думайте по-настоящему и больше ничего». Очень немногие актеры, говорит Уэнам, действительно слушают другого актера во время исполнения: «Большинство абсолютно сосредоточены на себе». Тони Коллетт и Хьюго Уивинг – исключения, говорит он – оба хорошие «слушатели» и щедрые исполнители.
Актерство стало для Уэнама спасением от карьеры клерка в NRMA. «Это продолжалось только шесть недель, пока я не получил место на драматическом курсе при Нипинском театре, но до самого «SeaChange» моя мама не переставала напоминать мне, что я не должен был бросать NRMA». Как актер, борющийся за существование Уэнам поддерживал себя тем, что работал в бинго-салоне в Маррикквилль-холле и мужественно пытался заработать дополнительные карманные деньги, участвуя в соревнованиях по боулингу в местном боулинг-клубе. «Мой приятель был убежден, что мы побьем и прикончим старикашек. Мы мечтали прокатиться по всем соревнованиям Голд Коста и заграбастать 200 долларовый приз. Боулинг-клуб, должно быть, испытывал к нам жалость, потому что они всегда готовили для нас блюдо с мясом, которое мы и выигрывали. Самый молодой игрок после нас был приблизительно 75 лет отроду».
Хулиганский дух Уэнама проявился довольно рано, вспоминает его сестра Мари, медсестра из Мельбурна. «Он не был маменькиным сыночком, он всегда мучил своих сестер розыгрышами и пытался что-то представлять». Но позже ему самому пришлось столкнуться с тяжелыми испытаниями: ужас прослушиваний и боль отказов. «Он держал все в себе, - вспоминает она. – Но было видно, что он очень грустен и разочарован». И затем удача обернулась к нему. «Не думаю, чтобы он когда-нибудь прежде был более возбужден чем тогда, когда получил главную роль в “Парнях”».
Я впервые увидел Уэнама в 1991 году в постановке «Парни» в крошечном театре Стэблс на Сиднейской Кингс Кросс. В ограниченном пространстве зала его исполнение электрифицировало. «Я встречал парней, подобных Бретту, - говорит он. – Испорченные парни, переполненные гневом. Они готовы в любую минуту взорваться и выплеснуть все это в окружающий их мир».
Если «Парни» утвердили за Уэнамом статус серьезного актера, «SeaChange» закрепили за ним статус героя-любовника. Пока соленый шарм Дайвера Дана завоевывал женские сердца по всей Австралии, Уэнам находился на маленьком острове на Гавайях, снимая «Молокай: история отца Демиена». «Когда я вернулся в Австралию мои друзья рассказывали, что устали читать обо мне, но я дал всего одно интервью – по телефону с маяка – все это время меня здесь не было. Не знаю, откуда журналисты брали весь этот материал обо мне».
Несмотря на то, что Джонатан Теплицки описывает как «лазеро-подобное фокусирование» Уэнама, он вовсе не выглядит как «24-хчасовой актер». За ланчем темы его беседы ранжируются от Римского папы и Джона Говарда до гигантского изображения Памелы Андерсон на доме Сэма Ньюмена в Санта Кильде. Он признает, что у него нет никакого желания тратить свободное время на то, чтобы переосмыслить свои работы. «Я бы никогда не взял в прокате ни «Парней», ни «Так поступают все», не вижу смысла». Если бы он не был актером, он выбрал бы футбол или, более вероятно, танцы. «Я хотел бы быть элитным футболистом, но в школе большинство моих футбольных друзей имели вдвое больший, чем у меня размер». Танец может поразить эмоциональное ядро гораздо сильнее, чем театр, добавляет он. «После пьесы я вставал только один или два раза в жизни, но на балетных постановках такое случалось четыре или пять раз. Я хотел бы использовать подобную энергию в спектаклях».
Прогуливаясь после ланча по переулкам Мельбурнского Чайнатауна, Уэнам описывает актерскую игру, как уединенный туннель концентрации. «Я иду и думаю. Я представляю себе персонаж: я вижу его, я слышу его, я ищу, где бы он мог быть. Я исследую его: через книги и все что для этого сгодится». Хорошие актеры, добавляет Уэнам, страстно желают наблюдать повседневный мир, ими движет желание стать тем, что они видят самым реалистическим способом. «Мне не интересно работать в проекте, основанном на пустых спецэффектах, подобных «Смерчу». Люди смотрят подобные фильмы не из-за сюжета, и в этом смысле они ничуть не лучше порно. Я пытался высидеть «Совершенный шторм», но подобно рыбакам в лодке, не выжил», - шутит он.
Но теперь, когда он находиться на легком пути к звездному небосклону, почему он по-прежнему работает в мелко-бюджетных фильмах? Не было бы логичным двигаться в сторону мега-бюджетных проектов? «Люди считают, что обязательно нужно оказаться в больших фильмах - предпочтительнее в тех, которые обязательно должны стать хитами – чтобы поддерживать импульс продвигающейся карьеры. Но австралийские картины, такие как «Свадьба Мюриел» доказали, что нам не нужны огромные бюджеты, чтобы создать фильм, пользующийся международным успехом. Может быть, подобная ментальность существует в Америке, но не здесь».
Поскольку Уэнам не относиться к тому сорту актеров, которому можно повесить аккуратный ярлычок, публика может быть вскоре весьма удивлена, говорит Роберт Коннолли, который режиссировал «Банк». «В Дэвиде есть одно бесстрашное качество, которое согласуется с потрясающим потенциалом. У него есть замечательные комические способности, которые он еще не использовал до конца: Я легко могу представить его в роли типа Джима Кэрри, например. Возможности безграничны».
Но Уэнам, который работал без перерыва на протяжении более чем двух лет, настаивает на том, что он никакой не трудоголик и твердо намерен обзавестись семьей в ближайшие пару лет. После роли во «Властелине колец», которая будет готова к январю, он намерен взять шестинедельный отпуск вместе со своей девушкой Кейт, учительницей йоги из Сиднея. «Я устал от бесконечных и огромных телефонных счетов и от одиночества гостиничных номеров» Уэнам делает паузу и добавляет: «Но в этом бизнесе так – если появляется замечательная роль – её нужно хватать пока не поздно».